14. Аполлон — бог света, искусств и пророчеств

Пророческий дар Аполлона. Никто из бессмертных не может сравниться по красоте с Аполлоном! Вечно молод он — высокий, стройный, золотоволосый бог; его проницательные ясные глаза видят все, что происходит на земле и чему суждено произойти в будущем. [Никто из богов, как думали греки, не знал будущее лучше него, поэтому жители Эллады построили много храмов Аполлона с оракулами — особыми местами, где всякий мог получить предсказание. Самым почитаемым был оракул в священном городе Аполлона — Дельфах. О его основании рассказывали вот что.]

копия с греческого

Ответы вопрошающим он давал здесь через жрицу-пифию. Она сидела на специальном треножнике над расселиной, из которой поднимались испарения, и вдыхала их. Придя в состояние исступления, она начинала выкрикивать отрывочные бессвязные слова, которые тщательно записывались дельфийскими жрецами. Потом из этих слов составлялся стихотворный ответ и отдавался вопрошавшему. За всю историю Дельфийского оракула не известно ни одного неверного предсказания! Конечно, объясняется это не столько пророческим даром пифии, сколько ловкостью жрецов. Все даваемые ответы на вопрос были составлены таким образом, чтобы можно было дать несколько противоположных толкований. Например, лидийскому царю Крезу, спросившему, следует ли начинать войну против персов, ответили, что, начав ее, он разрушит великое царство. При этом, конечно, не уточнялось, какое царство имеется в виду. Победит Крез персов — значит, предсказание сбылось; победят персы Креза — значит, он неправильно понял предсказание: ему было обещано, что он разрушит великое царство, но не Персидское, а свое.

Аполлон — губитель и целитель. В руках Аполлона лук, стрелами из которого он поражает всех своих врагов. Эти стрелы несут с собой мор, эпидемии, смерть десяткам людей, и потому Аполлона именовали Аполлон Губитель. Но, насылая болезни, Аполлон же может их излечить, поэтому его называли и Аполлоном Целителем.

Асклепий. Римская

копия с греческого

оригинала

Асклепий и его потомство. Сыном Аполлона был Асклепий, искуснейший из врачей, который излечивал любые болезни и ранения и даже попытался нарушить миропорядок, намереваясь воскресить мертвого. Конечно, боги не могли допустить этого, и Зев испепелил Асклепия своей молнией. Однако затем, вняв мольбам Аполлона, Громовержец воскресил врача и принял его на Олимп. Так сын Аполлона Асклепий стал богом врачевания. Сыновья Асклепия стали искусными врачевателями, и от них пошел на земле род врачей-Асклепиадов; его дочь Гигиея стала богиней — дарительницей здоровья [мы до сих пор пользуемся ее именем в слове «гигиена»]. а Панакея (Панацея) посылала людям исцеление от всех болей. Аполлон — отец Асклепия и целитель от болезней именовался многими почетными прозвищами, в том числе — Алексикакис («Отвратитель зла»), Простат («Заступник»), Пеан («Разрешитель болезней», «Помощник в беде»).

Аполллон — покровитель земледельцев и пастухов. Аполлон — один из самых могучих богов, поэтому когда он входит в собрание богов на Олимпе, все почтительно и даже с некоторым страхом встают перед ним. Однако, кроме всех перечисленных функций и эпитетов, у Аполлона были и некоторые другие, не столь высокие. Его чтили и землепашца, называя Сминфей («Мышиный»), так как он оберегает от мышей зерно; пастухи называли его Аполлон Ликейский («Волчий»), так как он охраняет стада от волков. Так что получалось, что под разными именами Аполлона считало своим покровителям большинство людей в Греции.

Аполлон и Гиакинф. Аполлон — самый прекрасный из богов, но есть дела, в которых ему не везет, и это — дела любовные. Чаще всего хорошее отношение бога оборачивалось трагедией для того, кто его испытывал на себе. Другом Аполлона был прекрасный юноша Гиакинф, но бог западного ветра Зефир (который сам хотел дружить с юношей и потому завидовал Аполлону) сделал так, что Аполлон случайно попал в него диском, в метании которого он состязался с Гиакинфом, и убил его. Из крови юноши возник цветок, который увековечил его имя в людской памяти — гиацинт.

Аполлон, играющий

на кифаре

Аполллон и Дафна. Печально закончилась и любовь Аполлона к прекрасной нимфе Дафне. Есть у Афродиты сын — веселый, быстрый, шаловливый, коварный мальчик Эрот. Он носится на золотых крыльях над миром, над землями и морями; в руках у него маленький золотой лук. Никто не защищен от стрел шалуна Эрота, даже громовержца Зевса могут они поразить. Без боли вонзаются стрелы в сердца, и вспыхивает в них пламень любви. Не всегда приносят эти стрелы радость и счастье — часто несут они страдания, муки любви и даже гибель. Мучаются люди, мучаются и боги.

Как-то златокудрый Аполлон посмеялся над маленьким луком Эрота; обиделся мальчик и послал две стрелы: одну, возбуждающую любовь, в сердце Аполлона, а другую, любовь убивающую, — в сердце нимфы Дафны.

Встретил Аполлон прекрасную нимфу и полюбил ее. Но лишь только увидела Дафна златокудрого бога — пустилась бежать с быстротою ветра. «Стой, прекрасная нимфа! — взывал к ней Аполлон. — Зачем бежишь ты от меня, словно овечка, преследуемая волком? Ведь не враг я тебе! Посмотри, поранила ты ноги о колючую траву. Не беги так быстро, ведь любовь заставляет меня мчаться по твоим следам!» Но все быстрее и быстрее бежала Дафна.

Когда же начали оставлять ее силы и поняла она, что вот-вот настигнет ее влюбленный бог, взмолилась Дафна своему отцу, речному богу Пенею: «Помоги мне, отец! Отними у меня этот образ — одни страдания причиняет он мне!» Лишь только сказала она так — онемело ее тело, покрыла его кора, волосы обратились в листву, а руки — в ветви. Стала Дафна лавром. Долго стоял опечаленный Аполлон рядом с деревом, долго слышалось ему биение сердца Дафны под древесной корой, наконец сказал он: «Пусть же никогда не вянет, о, лавр, твоя зелень! Стой же вечно зеленым!» Исполнилось так, как сказал великий бог. А сам Аполлон с тех пор носил лавровый венок и зеленью лавра украшал лиру и колчан со стрелами.

Читайте также другие темы главы I «Космос, мир, боги» раздела «Боги и герои древних греков» :