Бог Сет (Древний Египет)

Сет – один из древнейших богов Египта. Он изображается человеком с головой загадочного животного. Этот «зверь Сета» имеет суженную морду, стоящие, но укороченные, как бы «обрезанные» уши. Некоторые учёные считают данный образ плодом фантастического воображения египтян. Другие стараются угадать в нём одного из действительных представителей африканской фауны. «Зверя Сета» в разное время связывали с африканской лисицей фенеком, окапи, тапиром или (самая вероятная гипотеза) – с трубкозубом.

В мифах Сет олицетворяет собой хаос, беспорядок и потрясения. Эти его качества подчёркивались и древнеегипетской иероглификой, где знак «зверя Сета» входил в написание слов «буря», «болезнь», «жестокость», «ярость», «деспотия» и т. п.

Трубкозуб – «животное Сета»?

Сет более всего известен как герой мифа об Осирисе. Согласно этой легенде, Осирис и Сет были богами-братьями, сыновьями богини неба Нут и бога земли Геба. Осирис стал царствовать в Египте. Он прославил своё правление многими благодеяниями, распространением знаний и цивилизации. Завидовавший брату Сет коварным образом склонил его лечь в роскошный ящик и погубил, бросив в Нил. Однако жена Осириса, Исида. разыскала тело мужа и посредством магических заклинаний сумела зачать от мертвеца сына, Хора (Гора). Родив младенца, Исида должна была скрываться с ним в папирусе нильских болот, ибо Сет хотел убить и наследника своей жертвы. Хор счастливо избежал страшных опасностей, а когда вырос – вступил с Сетом в долгую и жестокую битву. В этом бою Сет вырвал у Хора глаз, превратившийся в магический амулет уаджет. а Хор кастрировал Сета и наконец одержал победу над ним. Он низверг Сета с египетского престола, который тот захватил после убийства Осириса, и заставил его удалиться с плодородных земель вокруг Нила в окружающую пустыню. Сет остался властвовать над этими чуждыми, враждебными Египту территориями. Его кастрация Хором объясняла бесплодие этих земель, лишённых живой растительности.

Исида и младенец Хор прячутся от Сета в болотном папирусе

Существует целый ряд объяснений мифа о схватке Хора и Сета. По некоторым предположениями в этом сказании отразились события политического объединения Египта на рубеже IV-III тысячелетий до н. э. В эту эпоху друг с другом боролись две части страны – южная (Верхний Египет) и северная (Нижний Египет, вокруг нильской Дельты). Результатом, однако, стало завоевание Югом Севера – и это противоречит смыслу мифа, где Хор, напротив, олицетворял собой Север, а Сет – Юг.

Согласно другому толкованию, миф был связан с ещё более древними историческими происшествиями – объединением одного только Юга Египта, ранее раздробленного на ряд княжеств (номов). Хронологически оно предшествовало завоеванию Югом Севера. По этой гипотезе, бог Хор почитался в верхнеегипетском городе Нехен, а Сет – в находившейся ниже по Нилу Нагаде. В борьбе за гегемонию над Югом Египта Нехен покорил Нагаду, что и было выражено в легендарном сказании.

Исследователи отмечают, что в представлении древних египтян Хор и Сет выступали вечными соперниками – но и неразделимыми до взаимообусловенности. Их невозможно было мыслить друг без друга, они как бы представляли собой две стороны одной сущности – царской власти. В образе Хора воплощались её созидательные, упорядочивающие, милостивые стороны, а в Сете – разрушительные, суровые, карающие. Противоположность этих двух богов воскрешает в памяти рассуждения Ф. Ницще об аполлонийском и дионисийском началах как двух первоосновах жизни.

Образ Сета был демонизирован лишь в конце истории Древнего Египта, тогда как в начале её этот культ этого бога нёс в себе немало положительного. Сохранились сказания о том, как благодаря своей отчаянной храбрости Сет защищал небесную барку солнечного бога Ра от нападений злого змея Апопа. Египтяне, видимо, полагали, что без разрушения и насилия невозможно и само созидание, невозможна ни государственность, ни миропорядок вообще.

Вероятно, в древнейшей египетской мифологии Сет и Хор представлялись противоположными, но равно необходимыми началами, чей постоянный конфликт и создаёт вселенское равновесие. Если считать Сета чисто отрицательным божеством, то невозможно объяснить, почему его культ сохранялся в Египте много веков и пользовался большим почитанием. Есть туманные сведения о том, что в первое время после создания единой египетской монархии (начало III тысячелетия до Р. Х.) Сет продолжал оспаривать у Хора ранг главного государственного бога. При I-й династии фараонов поклонение Хору преобладало, однако один из представителей II-й династии, Перибсен, в своей царской титулатуре поставил Сета на первое место. Эта религиозная борьба окончилась при фараоне Хасехемуи, который включил в свой титул Хора и Сета одновременно – видимо, в качестве какого-то вероисповедного компромисса.

Образ Сета приобрёл отрицательный оттенок лишь в эпоху Нового царства. после периода завоевания Северного Египта чужеземцами-гиксосами. Выходцы из семитских земель Азии, гиксосы весьма почитали Сета, чей культ сильно напоминал их национального бога Ваала. С этого времени Сет стал ассоциироваться с враждебными Египту чужаками, его негативные черты проступили гораздо сильнее. Изгнавшие гиксосов фараоны Нового царства поначалу пренебрегали поклонением Сету, но затем оно вновь оживилось, и некоторые монархи (Сети. Сетнахт ) даже назывались именем этого бога.