Боги древней Греции

Боги и титаны

Боги

Аид, Гадес, Плутон («невидимый», «ужасный»), в греческой мифологии бог царства мертвых, а также само царство. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Деметры и Гестии. При разделе мира после свержения отца Зевс забрал себе небо, Посейдон — море, а Аид — подземное царство; землей братья договорились править вместе. Вторым именем Аида было Полидегмон («получатель множества даров»), что связано с бесчисленными тенями умерших, обитающих в его владениях.

Посланец богов Гермес препровождал души умерших к паромщику Харону, который перевозил через подземную реку Стикс лишь тех, кто мог заплатить за переправу. Вход в подземное царство мертвых охранял трехголовый пес Кербер (Цербер), никому не позволявший вернуться в мир живых.

Подобно древним египтянам, греки полагали, что царство мертвых расположено в недрах земли, а вход в него — на крайнем западе (запад, закат — символы умирания), за рекой Океан, омывающей землю. Самый популярный миф об Аиде связан с похищением им Персефоны, дочери Зевса и богини плодородия Деметры. Зевс обещал ему свою красавицу-дочь, не спросив согласия ее матери. Когда Аид силой увел невесту, Деметра от горя чуть не лишилась рассудка, забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод.

Спор Аида и Деметры по поводу судьбы Персефоны разрешил Зевс. Две трети года она обязана проводить с матерью и одну треть — с мужем. Так возникло чередование времен года. Однажды Аид влюбился в нимфу Минту или Мяту, которая была связана с водой царства мертвых. Узнав об этом, Персефона в порыве ревности превратила нимфу в благоухающее растение.

Аполлон. в греческой мифологии сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец девственной богини охоты Артемиды. Он занимал одно из главных мест в греческой и римской традициях и считался богом-стреловержцем, прорицателем, светоносным покровителем искусств.

Аполлон родился на плавучем острове Астерия, приютившем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила ступать на твердую землю. Будучи еще ребенком, он убил гигантского змея Пифона, опустошавшего окрестности Дельф, который был отпрыском матери-земли Геи и через трещину в скале передавал свои предсказания. Убив чудовищного Пифона, Аполлон основал на месте древнего прорицалища храм и учредил Пифийские игры.

Известно, что Зевс, разгневанный независимым нравом Аполлона, дважды заставлял его прислуживать людям. За убийство Пифона бог был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где вместе с Гераклом спас от неминуемой смерти супругу царя Алкесту.

Второй раз Аполлон и Посейдон, как участники заговора против Зевса, в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта. Согласно мифу, именно они возвели стены Трои, а затем разрушили их, гневаясь на Лаомедонта, который не отдал им договоренной платы. Возможно поэтому в Троянской войне бог-стреловержец помогал троянцам, и его стрелы девять дней несли чуму в лагерь ахейцев. Аполлон, имевший связи со многими богинями и смертными женщинами, часто бывал отвергнут. Его отвергли Дафна, превращенная по ее просьбе в благородным лавр (с тех пор голову бога украшает лавровый венок), и Кассандра.

Аполлон был прекрасным музыкантом; кифару он получил от Гермеса в обмен на своих же коров. Бог являлся покровителем певцов, был предводителем муз и жестоко наказывал тех, кто пытался соперничать с ним. Однажды Аполлон победил в музыкальном состязании сатира Марсия. Но после состязания Аполлон, взбешенный злословием и дерзостью Марсия, живьем содрал с несчастного кожу. Он поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, и циклопов, ковавших молнии для Зевса; участвовал он и в битвах олимпийцев с гигантами и титанами. Культ Аполлона был широко распространен в Греции, а главным центром его почитания считался Дельфийский храм с оракулом. В древности в Дельфах проводились пышные празднества и состязания, немногим уступавшие славным Олимпийским играм.

Арес. в древнегреческой мифологии бог войны. В отличие от Афины Паллады — богини честной и справедливой войны, Арес, отличаясь вероломством и хитростью, предпочитал войну коварную, войну ради самой войны. В произведениях Гомера можно встретить отождествление Ареса с войной и смертоносным оружием. Негреческое имя бога свидетельствует о его фракийском происхождении.

Спутницы Ареса — богиня раздора Эрида и кровожадная Энио. Его кони, дети одной из эриний и Борея, носили имена Пламя, Шум, Ужас, Блеск. Атрибутами бога считались собаки, горящий факел и, конечно же, копье.

Рождение Ареса произошло без участия отца от прикосновения Геры к волшебному цветку. В более поздних мифах Арес выступал как сын Зевса, который называл его самым ненавистным из всех богов и утверждал, что не будь Арес его родным сыном, он бы давно отправил его в Тартар, туда, где томятся потомки Урана.

В античной литературе можно встретить упоминания о том, что Арес вступил в брак с самой красивой из богинь — Афродитой, иногда даже называются дети, которые были рождены от этого брака: Эрот (или Эрос), Антерос (ненависть), Гармония, Фобос (страх), Деймос (ужас). «Благодаря» своим отрицательным качествам Арес с большим трудом утвердился среди остальных олимпийских богов, поэтому в его образе явственно прослеживаются следы напластования различных эпох. В римской мифологии ему соответствует Марс.

Гермес. в греческой мифологии вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших («психопомп»), сын Зевса и прекрасной нимфы гор Майи, дед отважного и многомудрого Одиссея. Гермеса обычно изображают юношей в шляпе с загнутыми полями, в золотых крылатых сандалиях и с золотым магическим жезлом, подарком Аполлона, украшенным двумя змеями. Поскольку изъявление божественной воли иногда происходит во сне, то бог с помощью своего жезла насылал на людей вещие сны. Он — посредник между миром живых и миром мертвых, а изворотливость и ловкость Гермеса, обладающего даром незримо открывать любые узы, делают его покровителем плутовства и воровства — недаром его внуком был хитроумный Одиссей.

Гермес считается изобретателем музыкального инструмента — лиры. Кроме того, Гермес был весельчаком и шутником и любил устраивать розыгрыши. Это он однажды в шутку стащил у Зевса скипетр, у Посейдона — трезубец, а у Аполлона — лук и золотые стрелы. Правда, если он и пользовался ими, то только в благородных целях. Никто не мог превзойти его в хитрости, изобретательности и лукавстве, поэтому воры и шулеры считают его своим покровителем. Люди чтили его за то, что он подарил им изобретенные кентавром Хироном меры веса и длины, числа и азбуку и обучил их грамоте. Его славили как бога — покровителя молодых атлетов. В его честь строились стадионы для атлетических соревнований и школы для занятий гимнастикой, которые назывались гимнасиями и украшались скульптурными изображениями бога.

Известен миф о любви Ио и Зевса, которая состоялась благодаря Гермесу. Ио, в греческой мифологии дочь аргосского царя Инаха, была возлюбленной Зевса. Бог Зевс, страшась гнева ревнивой Геры, превратил царевну в белоснежную телку, но Гера, разгадав хитрость, потребовала ее себе в дар и приставила к ней стража, великана Аргоса, чье тело было испещрено множеством глаз, причем одновременно спали лишь два глаза. По воле Зевса и благодаря своей хитрости Гермес освободил красавицу Ио от ужасного Аргоса и убил его. Освобожденная Ио странствовала по Греции, Азии и Египту, преследуемая оводом, насланным Герой. Лишь в далеком Египте она смогла принять свой прежний облик и родить сына Эпафа, родоначальника многих славных героев: Амфитриона, Геракла, Персея и др. Во время скитаний по Кавказу она встретилась с Прометеем, который предсказал великое будущее потомкам Ио и Зевса.

В эпоху классической мифологии роль Гермеса переосмысливается. Он превращается в покровителя героев: вручает Персею меч для убийства горгоны Медузы; Одиссею открывает тайну волшебной травы, чтобы тот смог спастись от чар Кирки; охраняет героев во время странствий. Гермес почитался на Анфестериях — празднике пробуждения весны и памяти умерших. Зевс подарил Гермесу созвездие Лира. В римской мифологии ему соответствует Меркурий, покровитель ремесел и торговли.

Дионис. (римск. Вакх, Бахус) в греческой мифологии вечно юный бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия, известный как «бог с бычьими рогами», поскольку любил принимать вид этого могучего животного, сын Зевса и фиванской царевны Семелы. Зевс, явившийся перед царевной в сверкании молний, нечаянно испепелил свою смертную возлюбленную, но успел выхватить из пламени недоношенного Диониса и зашил его себе в бедро. В положенный срок бог родил ребенка и отдал на воспитание нимфам. Возмужав, Дионис, странствуя по свечу, встретил покинутую Тесеем Ариадну и женился на пей.

Дионис славился как бог, освобождающий людей от забот и снимающий путы размеренного быта, поэтому шествие Диониса носило экстатический характер; в нем участвовали сатиры, вакханки и менады. Опоясанные змеями, они все крушили на своем пути и славили Диониса, упиваясь кровью растерзанных ими диких животных и увлекая за собой толпы ликующих людей.

Пенфей, царь Фив, пытался заточить в темницу дерзкого бога, но Дионис покарал Пенфея: менады по его приказу в ярости разорвали царя Фив на куски.

Исследователи склонны считать, что культ Диониса имел восточное происхождение. В Греции он получил распространение гораздо позже, чем другие боги, и утвердился там с большим трудом. Несмотря на то что имя Диониса можно встретить еще на табличках критского линейного письма, относящегося примерно к XIV веку до нашей эры, популяризация его культа приходится на VII-VIII века нашей эры. Именно в этот период культ Диониса стал вытеснять культы других богов и героев.

В число двенадцати олимпийских богов Дионис вошел гораздо позже. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. В Аттике ему были посвящены специальные праздники — дионисии, которые включали в себя состязания поэтов, торжественные процессии в честь бога и т. д. а также Леней, во время которых показывались и исполнялись новые комические произведения. В период эллинизма культ Диониса слился с культом фригийского бога Сабазия, и бог получил свое постоянное прозвище — Сабазий. В Древнем Риме Дионис почитался под именем Вакха (Бахуса).

Зевс, Дий («светлое небо»), в греческой мифологии верховное божество, сын титанов Кроноса и Реи. Всемогущий отец богов, повелитель ветров и облаков, дождя, грома и молнии ударом скипетра вызывал штормы и ураганы, но также мог успокоить силы природы и очистить небо от туч. Кронос, боясь быть свергнутым своими детьми, проглотил всех старших братьев и сестер Зевса сразу после их рождения, но Рея вмест о младшего сына подала Кропосу завернутый в пеленки камень, а младенца тайно вывезли и воспитали на острове Крит.

Возмужавший Зевс стремился рассчитаться с отцом. Его первая супруга, мудрая Метида («мысль»), дочь Океана, посоветовала дать отцу зелье, от которого тот изрыгнет всех проглоченных детей. Одолев породившего их Кроноса, Зевс и братья разделили мир между собой. Зевс выбрал небо, Аид — подземное царство мертвых, а Посейдон — море. Землю и гору Олимп, где был расположен чертог богов, решили считать общими.

Влияние Зевса распространялось на все сферы; правда, он не обладал властью над судьбой. Поэтому напрасно молила его нереида Фетида, в свое время призвавшая на помощь Зевсу сторуких великанов, спасти ее сына Ахилла от гибели в Троянской войне. Будучи «отцом людей и богов», Зевс являлся грозной карающей силой. По его велению был прикован к скале Прометей, похитивший для людей божественный огонь; он наслал на землю потоп и развязал Троянскую войну, карая человеческий род за нечестие.

Со временем мир олимпийцев меняется и делается не таким жестоким. Оры, дочери Зевса от Фемиды, его второй жены, внесли в жизнь богов и людей порядок, а хариты, дочери от Эвриномы, прежней владычицы Олимпа, — радость и изящество; богиня Мнемосина родила Зевсу 9 муз. Таким образом, в человеческом обществе заняли свое место закон, науки, искусства и нормы морали. Зевс также являлся отцом знаменитых героев — Геракла, Диоскуров, Персея, Сарпедона, славных царей и мудрецов — Миноса, Радаманфа и Эака. Правда, любовные связи Зевса как со смертными женщинами, так и с бессмертными богинями, легшие в основу многих мифов, вызывали постоянный антагонизм между ним и его третьей женой Герой, богиней законного супружества. Некоторых детей Зевса, рожденных вне брака, например Геракла, богиня жестоко преследовала. В римской мифологии Зевсу соответствует всемогущий Юпитер.

Марс. в римской мифологии бог войны, древнейшее божество Италии и Рима, которое входило в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон, — Юпитер, Марс и Квирин. В древности он считался богом плодородия и растительности, но постепенно приобрел воинственный характер. Марс сопровождал идущих на войну воинов, принимал жертвенные дары пред битвой и появлялся на поле брани в сопровождении богини войны Беллоны.

Символом Марса было копье, хранившееся в царском дворце — регин; там же хранились двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба как залог непобедимости римлян, а остальные были сто искусными копиями, призванными сбить с толку похитителей.

Полководец, отправляясь на войну, взывал к Марсу, приводя в движение развешанные во дворце щиты и копье. По окончании военных действий богу войны приносили в жертву коня из победившей на бегах квадриги. Большой популярностью пользовался Марс в период Республики: его изображения чеканились на монетах, бога награждали эпитетами «победитель», «сражающийся», «расширяющий империю», «умиротворитель». В западных римских провинциях с образом Марса связывали главных богов территориальных и племенных общин. Именно поэтому некоторые исследователи предполагали, что ранние римские представления о Марсе как о верховном божестве продолжали жить в народных преданиях.

Богу войны Марсу в древнегреческой мифологии соответствует бог Арес. Но отличие от греческого Ареса, Марс почитался в Риме выше других богов, возможно потому, что, по легендам, его сыновья Рем и Ромул основали этот город. Считалось, что Марс был наделен тремя жизнями.

Меркурий. в римской мифологии бог торговли, прибыли и обогащения, покровитель путешественников, сын Майи. В самых ранних обрядах Меркурий (латинское слово «меркаре» означало «торговать») почитался как покровитель негоциантов.

Единственной отличительной особенностью изображений древнего божества был большой кошель. Позднее Меркурий был отождествлен с греческим богом Гермесом и представал уже в крылатых сандалиях, дорожной шляпе, с жезлом (кадуцеем) в руке. Небольшой кошель сменился объемистой денежной сумой, которую бог всегда носил на боку.

Отдав должное великолепию наряда, люди наделили Меркурия более сложными функциями. В последних веках прошлой эры римляне считали Меркурия покровителем ремесел, искусств, таинственных учений, магии и астрологии. Кроме того, он провожал умерших в царство мертвых, приносил вести и прислуживал высшим богам.

Подобно Гермесу, римский бог был сыном весенней богини. Поэтому жертвы Меркурию и его матери Майе приносились до начала календарного лета, в последние недели мая, в майские иды.

Особое место в римском пантеоне Меркурий заслужил трудолюбием, справедливостью и тем, что никогда не вмешивался в ссоры. Открыв ртуть, средневековые алхимики назвали новое вещество именем любимого бога. Астрономы выбрали имя Меркурий для одной из планет Солнечной системы, наиболее приближенной к дневному светилу.

Нептун — один из самых древних богов римского пантеона. Его отождествляли с богом греческой мифологии Посейдоном. В Древнем Риме 23 июля отмечали праздник нептуналии в честь бога Нептуна, надеясь таким образом спасти урожай от засухи.

О происхождении этого бога почти ничего не известно, но не вызывает сомнений то обстоятельство, что Нептун всегда был связан с водой.

В свите бога состояли такие божества, как Салация (олицетворение движения моря) и Ванилия (олицетворение волны прибоя). Салация у древних римлян отождествлялась с греческими морскими богинями Фетидой и Амфитритой.

В основном Нептуна почитали люди, которые так или иначе были связаны с морем: мореходы, торговцы, рыбаки. Этому богу приписывали также покровительство лошадям. В честь конного Нептуна устраивали празднества и конные соревнования. Вследствие отождествления с Посейдоном Нептун стал почитаться у римлян как бог, связанный с лошадьми, покровитель всадников; был учрежден праздник конного Нептуна, слившийся впоследствии с консуалиями.

Пан («понравившийся всем»), в греческой мифологии божество стад, лесов и полей, сын вестника богов Гермеса и нимфы Дриопы. Этот покровитель горных лесов и пастбищ, коз и овец был козлоног и рогат. Дриопа ужаснулась, увидев своего новорожденного сына, заросшего волосами и бородатого.

Однако Гермес и боги-олимпийцы лишь рассмеялись и нарекли младенца Паном. Вместе с сатирами и силенами, демонами стихийных плодоносных сил земли, Пан входил в свиту Диониса. Игривый и жизнерадостный, он был известен своим пристрастием к вину и веселью, пылкой влюбленностью и преследованием нимф. Одна из них, Сиринга, в страхе перед козлоногим богом превратилась в тростник, из которого Пан сделал свирель.

Непременный судья пастушеских музыкальных состязаний, он вызвал на соревнование Аполлона и, по мнению судьи, царя Мидаса, победил его. В отместку бог наградил судью ослиными ушами. Как божество стихийных сил природы, звуком своей свирели Пан наводил на людей беспричинный, так называемый панический страх, особенно в знойный летний полдень, когда замирали леса и поля.

Пан помогал в битвах, наводя ужас на врагов; он помог Зевсу в борьбе с титанами. Культ Пана был особенно распространен в Аркадии, именно там расположена священная гора, названная его именем. В римской мифологии Пану соответствуют Фавн и Сильван.

Посейдон. в древнегреческой мифологии бог подводного царства. Посейдон считался владыкой морей и океанов. Подводный царь родился от брака богини земли Реи и титана Кроноса и сразу после рождения был вместе со своими братьями и сестрами проглочен отцом, который боялся, что они отнимут у него власть над миром. Всех их освободил впоследствии Зевс.

Посейдон обитал в подводном дворце, среди сонма послушных ему богов. В их числе был его сын Тритон, нереиды, сестры Амфитриты и многие другие. Бог морей был равен по красоте самому Зевсу. По морю он передвигался на колеснице, в которую были впряжены дивные кони.

При помощи волшебного трезубца Посейдон управлял морской пучиной: если на море был шторм, то стоило ему протянуть перед собой трезубец, как взбесившееся море успокаивалось.

Древние греки очень почитали это божество и, чтобы достичь его расположения, приносили подводному владыке множество жертв, бросая их в море. Это было очень важно для жителей Греции, так как их благосостояние зависело от того, пройдут ли торговые корабли по морю. Поэтому, прежде чем выйти в море, путешественники бросали в воду жертву Посейдону. В римской мифологии ему соответствует Нептун.

Юпитер. в римской мифологии всемогущий бог неба, царь богов. Юпитер почитался как верховное божество, повелитель грома и молний. Одно из его прозвищ — Люцетий («светодающий») — говорит о том, что он считался также богом света.

Образ Юпитера объединил в себе черты многих древних италийских божеств. Ему приписывались покровительство земледелию, охрана границ; бог следил за соблюдением клятв и даровал полководцам победу в бою. Римские военачальники, возвращаясь с триумфом из походов, приносили Юпитеру благодарственные жертвы и несли в его храм лавровые венки.

В период Империи Юпитер считался покровителем императорской власти; иногда статуям, изображавшим божество, придавали облик римского правителя. Покоренные Римом народы отождествляли с Юпитером своих верховных божеств, например Амона, Ваала. Юпитер был аналогичен греческому громовержцу Зевсу, и все мифы о Зевсе были отнесены и к римскому богу.

Янус. римское божество дверей; в качестве такового имел два лица, поскольку дверь есть и вход, и выход, она ведет и внутрь дома, и наружу. Кроме того, являлся богом договоров и союзов. Янус повелевал началами, его место в пространстве — входные двери и ворота, его место во времени — начало года, начало событий.

До появления культа Юпитера Янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Существовало также поверье, что Янус царствовал на земле ещё до Сатурна и научил людей исчислению времени, ремёслам и земледелию. С ним соотносятся времена золотого века, поскольку он считался первым правителем Лациума, цивилизации, которая традиционно определяется как «Прометеева», поскольку ее существование было инициировано его дарами человечеству: огнем, ремеслами и календарём.

Первый храм Янусa был воздвигнут по преданию царём Нумой Помпилием. Храм Януса представлял собой две большие арки, соединенные поперечными стенами, с двумя воротами, находившимися друг против друга. Внутри стояла статуя бога, у которого было два лица, обращенных в противоположные стороны; одно — в прошлое, другое — в будущее. В руке у Януса был ключ, которым он отпирал и запирал небесные врата. Поскольку Янус был богом времени, ведущим счет дням, месяцам и годам, то на его правой руке (на пальцах) было начертано число 300 (латинские цифры = CCC), а на левой — 65 (латинские цифры — LXV), что означало число дней в году. Римляне связывали Януса с судьбой, временем и войной; к Янусу италийцы обращались при объявлении войны.

В образе Януса присутствуют и космические коннотации. У Овидия двуликий Янус, как воплощение начала и конца, отождествляется с хаосом, из которого возник упорядоченный мир; в ходе этого процесса сам Янус из бесформенной глыбы-шара превратился в бога, вращающего, по Овидию, ось мира. Возможно, изначально он выступал как верховное божество; его имя упоминали первым при обращении к богам. Его эпитет Гемин означает Двойной; образ Януса может рассматриваться как выражение единства противоположностей и олицетворение всеохватности, власти над всеми сферами бытия. Этот образ воплощает представление о том, что технический прогресс влечет за собой необратимые и зачастую негативные изменения в человеческом укладе; это символ неосторожного и непредусмотрительного использования природных сил и достижений цивилизации.

Янус был также покровителем путников и хранителем дорог, и почитался среди италийских моряков, веривших, что именно он научил людей строить первые корабли. В жертву Янусу приносились вино, плоды и медовые пироги, а в начале года — белый бык.

Титаны

Атлант («поддерживающий»), в греческой мифологии титан, сын титана Япета и океаниды Климены. Древние полагали, что он поддерживал небесный свод близ сада Гесперид в наказание за участие в битве с Зевсом на стороне титанов.

Самым известным событием в его жизни была встреча с Гераклом, посланным царем Эрисфеем к Гесперидам за яблоками вечной молодости, которые они охраняли и которые были подарены Геей на свадьбу Геры и Зевса. Атлант вызвался принести их Гераклу, если тот вместо него недолго подержит небосвод. Вернувшись с яблоками, титан предложил доставить их Эрисфею, ведь Геракл прекрасно справлялся с работой. Герой для вида согласился, но попросил Атланта временно подержать ношу, пока он сделает подушку и не подложит ее под небо, после чего сбежал, оставив обманутого Атланта исполнять свой долг в одиночестве. В римской мифологии Атланту соответствует титан Атлас.

Кой. в греческой мифологии титан, сын Урана (Неба) и Геи (Земли), брат и муж титаниды Фебы, родившей Лето и Астерию, дед Аполлона, Артемиды и Гекаты. Участвовал в титаномахии и был вместе с братьями сброшен Зевсом в Тартар (Гесиод, Теогония, 134, 404-410, 717-735). Зевс победил титанов с помощью сторуких исполинов и циклопов, которых по совету Геры он освободил из темницы. Затем гекатонхейры были назначены в Тартаре сторожами титанов. В позднейших греческих сказаниях титаны представляются примиренными с Зевсом, освобожденными из Тартара и переселенными во главе с Кроном на острова блаженных.

По Гесиоду, титанов было двенадцать, шесть — мужского и шесть — женского пола, и среди них Кой и Феба (божества света, от которых произошли богини Астерия и Лето, мать Аполлона и Артемиды от Зевса). В эпитете древнегреческого бога Аполлона — Феб (Φοϊβος) прослеживается связь, как божества света с его предками: Коем и Фебой (φοίβος — чистый, светлый, одного корня с солнечный φάος, а также эолотой φαϋος).

Кронос. в древнегреческой мифологии, был одним из титанов, родившимся от брака бога неба Урана и богини земли Геи. Он поддался на уговоры матери и оскопил своего отца Урана, чтобы прекратить бесконечные рождения его детей.

Во избежание повторения судьбы отца Кронос стал проглатывать всех своих отпрысков. Но в конце концов его жена не выдержала подобного отношения к их потомству и дала ему проглотить камень вместо новорожденного.

Рея спрятала сына, Зевса, на острове Крит, где он и вырос, вскормленный божественной козой Амалфеей. Его охраняли куреты — воины, которые заглушали плач Зевса ударами в щиты, чтобы Кронос не услышал.

Возмужав, Зевс сверг своего отца с трона, заставил его исторгнуть своих братьев и сестер из чрева и после продолжительной войны занял его место на светлом Олимпе, среди сонма богов. Так Кронос был наказан за свое предательство.

В римской мифологии Кронос (Хронос — «время») известен как Сатурн — символ неумолимого времени. В Древнем Риме богу Кроносу посвящали празднества — сатурналии, во время которых все богатые люди менялись со своими слугами обязанностями и начиналось веселье, сопровождаемое обильными возлияниями.

Океан. в греческом мифотворчестве был древнейшим богом водной стихии, праотцем богов моря, рек, ручьев и источников. Титан, сын Урана и Геи, брат и супруг Тефиды, брат Кея, Гипериона, Крона, Реи, Фемиды, Метиды (Гесиод, Теогония, 133). От него произошло многочисленное поколение водяных божеств, составивших особый водный Олимп в греческой мифологии. Оставаясь в сказаниях родоначальником водных божеств, Океан не смог создать себе культа, в силу неясного и общего характера своего облика, и был забыт в позднейшей мифологии, уступив место Посейдону, который, вследствие рельефности и определенности своего образа, сроднился с религиозными представлениями греков и при разделе мира воцарился над водной стихией.

Океан живет на дальнем Западе, где находятся начала всех вещей, но род его распространен по всей земле в тысячах рек, ручьев и источников. С именем Океана древние греки связывали представление громадной реки, окружающей кольцом всю Землю. На востоке из его лона выходят звезды и Солнце, чтобы в час заката погрузиться в западные его волны; только одно созвездие Медведицы остается всегда на небесном своде, не погружаясь в Океан (Гомер, Илиада, XIV 201, VII 422; VIII 485). На южном берегу Океана живет чудесное племя пигмеев.

По позднейшим сказаниям, бог Солнца со своими конями огибал по Океану полуокружность земного шара, начиная с запада и через северный полюс приходя к востоку. На западном берегу земли находилась элизийская равнина, по другую сторону — царство мрака, страна киммерийцев; там же жили греи, горгоны и геспериды. Неподалеку от дальнего берега Океана был остров Эрифия, где пастух Эвригион пас стада Гериона. Океан не участвовал в битве титанов против Зевса и сохранил свою власть, а также доверие олимпийцев. Боги почитают Океана как престарелого родителя, заботятся о нем, хотя он живет в уединении. Известен своим миролюбием и добротой; Океан пытался безуспешно примирить Прометея с Зевсом (Эсхил, Прометей, 284-396). Перед сражением олимпийцев с титанами Рея, дочь Океана и Тефиды, спрятала у своих родителей на краю света свою маленькую дочь Геру. Из океанских ключей был рожден конь Пегас, получивший от них и свое имя (Гесиод, Теогония, 282).

Паллант. в греческом мифотворчестве:

1. Один из ста пятидесяти гигантов, сын Геи и Урана. Во время гигантомахии Афина сокрушила похотливого Палланта обломком скалы, а затем содрала с него, еще живого, кожу, чтобы сделать себе эгиду (щит), и приставила его крылья к своим плечам (Аполлодор, I 6, 2). Некоторые авторы утверждают, что в память об убитом ею гиганте Палланте богиня добавила его имя к собственному и стала называться Афина Паллада.

2. Один из титанов, сын Крия и Эврибии, брат Астрея и Перса. От брака Палланта с океанидой Стикс родились Нике (Победа), Зелос (Сила), Кратос (Мощь) и Биа (Зависть) (Гесиод, Теогония, 375-377; 383-385).

3. Младший сын афинского царя Пандиона и Пилии, брат Эгея и дядя Тесея, убитый им. После смерти отца Паллант и его братья Лик, Нис и Эгей пошли войной на Афины, изгнали оттуда сыновей Метиона и разделили Аттику по жребию на четыре части. Паллант получил южную Аттику (Аполлодор, III 25, 5; Плутарх, Тесей, 13).

4. Сын Эвандра, союзник Энея, павший в бою с вождем рутулов Турном.

5. Сын Ликаона, дед царя Эвандра, царь Аркадии, супруг нимфы Никостраты.

6. Вольноотпущенник матери императора Клавдия, имевший громадное влияние при Клавдии, как управляющий его финансами и разделявший свою власть с двумя другими вольноотпущенниками императора — Каллистом и Нарциссом. Мессалина была сообщницей в проделках любимцев императора, хотя позднее стала недоверчиво относиться к ним вследствие их алчности. По устранении Мессалины Клавдий женился на своей племяннице Агриппине; брак этот был заключен по совету Палланта; по его же совету был усыновлен императором Домиций Нерон.

Насколько сильно было влияние Палланта, видно из того, что сенат предоставил Палланту знаки преторского достоинства и отпустил ему сумму в 15 миллионов сестерций, причем ему была объявлена благодарность за то, что он, потомок Аркадских царей, соблаговолил стать слугой императора. Сенатское постановление было начертано на медной доске и прибито к статуе божественного Юлия. По вступлении на императорский престол Нерона, Паллант, как сообщник Агриппины, выступил против Бурра и Сенеки; но молодой император лишил его важного поста, который он занимал при Клавдии. В том же году его обвинили в соучастии с Бурром в заговоре, но оправдали, благодаря содействии Сенеки. Умер Паллант в 62 году от яда, поднесенного ему по приказанию Нерона, который давно жаждал овладеть богатым наследством вольноотпущенника.

Прометей («предвидящий»), в греческой мифологии сын титана Япета и океаниды Климены, по другой версии — Асии или богини правосудия Фемиды. Он встал на сторону своего двоюродного брата Зевса во время борьбы за власть с Кроносом.

Судьбу титана определила его привязанность к роду людей, создателем которых он являлся по целому ряду свидетельств и которым он даровал божественный огонь, спрятанный громовержцем Зевсом.

Прометей похитил его и принес на землю. Разгневанный Зевс приковал мятежного титана к скале на Кавказе, где орел выклевывал ему печень, которая за ночь вырастала вновь.

Прометей был освобожден Гераклом по велению Зевса, в обмен на тайну, что сын морской нимфы Фетиды, за которой одновременно ухаживали Зевс и Посейдон, станет могущественней отца. Выдав Фетиду за смертного царя, боги оградили себя от опасности, так как рожденный Фетидой Ахилл хоть и стал великим воином, но все же был смертен.

Прометей дал людям огонь, важнейший элемент цивилизации, правда, имевший и губительные последствия: наряду с изготовлением орудий труда в пылающих кузнечных горнах в течение столетий ковалось оружие войны.

Уран. в античной мифологии, самый древний из греческих богов. Олицетворение небес, божество неба в древнегреческом пантеоне. Прародитель гигантов, эриний, нимф, гекатонхейров, великанов-циклопов, Афродиты и титана Кроноса. Кронос родился от брака бога неба Урана и богини земли Геи. Он поддался на уговоры матери и оскопил своего отца Урана, чтобы прекратить бесконечные рождения его детей. Таким образом Кронос хитростью низверг своего отца. Он лишил Урана силы и отнял у него власть. Капли крови Урана упали на землю и из них родились неутомимые богини мщения Эринии (Фурии) и змееногие великаны-гиганты. А богиня Ночь, под покровом которой совершил свое злодеяние Кронос, родила ему в наказание целый сонм чудовищ.

Эти ужасные божества: Тапат — смерть, Эрида — раздор, Апат — обман, Кер — уничтожение, Гиппос — сон, рой мрачных, тяжелых снов. Также родилась не знающая пощады богиня Немезида. как воплощение возмездия за совершенные преступления, и множество других божеств.

Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли они в мир, где воцарился на троне своего отца Кронос.

Ниспровержение Урана открыло возможность дальнейшей смены поколений богов и совершенствования божественных властителей мира в духе антропоморфизма, упорядоченности и правопорядка. Миф об Уране — свидетельство архаических истоков классической мифологии. Небо и земля мыслятся одним целым, которое затем в космогоническом процессе разделяется на две сущности. Из них Уран — мужское начало, одновременно является и сыновним началом, вторичным по отношению к Гее. Уран нуждается в лоне земли — восприемницы его плодоносной силы. Земля же, пережив период бурного и непроизвольного продолжения рода, устраняет Урана. Она рождает потомство и вступает в другие браки, руководствуясь собственными замыслами и целенаправленной волей, что указывает на первичность именно мифологии земли, а не неба.

Богини и титаниды Эллады и Рима

Аврора в древнеримском пантеоне богов являлась богиней утренней зари. Слово «аврора» происходит от латинского aura, что означает «предрассветный ветерок».

Древние греки именовали Аврору румяной зарей, розоперстой богиней Эос. Аврора была дочерью титана Гиппериона и Тейи (в другом варианте: солнца — Гелиоса и луны — Селены).

От Астрея и Авроры произошли все звезды, горящие на темном ночном небосводе, и все ветры: бурный северный Борей, прохладный восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дожди.

Артемида, в греческой мифологии богиня охоты. Этимология слова «артемида» не выяснена до сих пор. Некоторые исследователи полагали, что имя богини в переводе с греческого языка означало «медвежья богиня», другие — «владычица» или «убийца».

Артемида — дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Аполлона, родившаяся на острове Астрерия в Делосе. По преданию, Артемида, вооруженная луком и стрелами, проводила свое время в лесах и горах в окружении верных нимф — своих постоянных спутниц, которые, подобно богине, очень любили охотиться.

Несмотря на кажущуюся хрупкость и грацию, у богини был на редкость решительный и агрессивный характер. С провинившимися она расправлялась безо всякого сожаления. Кроме этого, Артемида строго следила за тем, чтобы в мире животных и растений всегда царил порядок.

Однажды Артемида разгневалась на царя Калидона Ойнея, который забыл ей принести первые плоды урожая, и наслала на город страшного кабана. Именно Артемида вызвала раздор среди родичей Мелеагра, который привел к его страшной смерти. За то, что Агамемнон убил священную лань Артемиды и похвалялся своей меткостью, богиня потребовала, чтобы он принес ей в жертву собственную дочь. Незаметно Артемида унесла Ифигению с жертвенного алтаря, заменив ее ланью, и перенесла в Тавриду, где дочь Агамемнона стала жрицей богини.

В самых древних мифах Артемида изображалась в образе медведицы. В Аттике жрицы богини при совершении обрядов надевали на себя медвежью шкуру. По мнению некоторых исследователей, в древних мифах образ богини соотносился с богинями Селеной и Гекатой. В более поздней героической мифологии Артемида была тайно влюблена в красавца Эндимиона.

Между тем в классической мифологии Артемида была девственницей и защитницей целомудрия. Она покровительствовала Ипполиту, который презирал плотскую любовь. В древности существовал обычай: вступающие в брак девушки приносили Артемиде искупительную жертву, чтобы отвратить от себя ее гнев. В брачные покои царя Адмета, забывшего про этот обычай, она запустила змей.

Актеон, случайно увидевший купающуюся богиню, погиб страшной смертью: Артемида превратила его в оленя, которого растерзали собственные собаки. Богиня жестоко наказывала девушек, которые не смогли сохранить целомудрие. Так Артемида покарала свою нимфу, которая ответила взаимностью на любовь Зевса. Святилища Артемиды часто возводились среди водных источников, считавшихся символом плодородия. В римской мифологии ей соответствует богиня Диана.

Афина. в греческой мифологии богиня мудрости, справедливой войны и ремесел, дочь Зевса и титаниды Метиды. Зевс, узнав, что сын от Метиды лишит его власти, проглотил беременную супругу, а затем сам произвел на свет совершенно взрослую Афину, вышедшую с помощью Гефеста из его головы в полном боевом облачении.

Афина являлась как бы частью Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она — мысль Зевса, осуществленная в действии. Ее атрибуты — змея и сова, а также эгида, щит из козьей шкуры, украшенный головой змееволосой Медузы, обладающий магической силой, устрашающий богов и людей. По одной из версий, статуя Афины, палладий, якобы упала с небес; отсюда ее имя — Афина Паллада.

Ранние мифы описывают, как Гефест пытался силой овладеть Афиной. Чтобы избежать потери девственности, она чудесным образом исчезла, и семя бога-кузнеца пролилось на землю, породив змея Эрихтония. Дочери первого правителя Афин, полузмея Кекропа, получив на хранение от Афины сундук с чудовищем и наказом не заглядывать внутрь, нарушили обещание. Разгневанная богиня наслала на них безумие. Она же лишила зрения юного Тиресия, случайного свидетеля ее омовения, но наделила его даром прорицателя. Афина в период героической мифологии боролась с титанами и гигантами: она убивает одного гиганта, с другого сдирает кожу, на третьего наваливает остров Сицилию.

Классическая Афина покровительствует героям и защищает общественный порядок. Она выручала из беды Беллерофонта, Ясона, Геракла и Персея. Именно она помогла своему любимцу Одиссею преодолеть все трудности и добраться до Итаки после Троянской войны. Самая значительная поддержка была оказана Афиной матереубийце Оресту. Она помогла Прометею похитить божественный огонь, защищала греков-ахейцев во время Троянской войны; она — покровительница гончаров, ткачих и рукодельниц. Культ Афины, распространенный по всей Греции, особенно почитаем был в Афинах, которым она покровительствовала. В римской мифологии богине соответствует Минерва.

Афродита («пеннорожденная»), в греческой мифологии богиня красоты и любви, пронизывающей весь мир. По одной из версий, богиня родилась из крови Урана, оскопленного титаном Кроносом: кровь попала в море, образовав пену (по-гречески — афрос). Афродита являлась не только покровительницей любви, о чем сообщал автор поэмы «О природе вещей» Тит Лукреций Кар, но и богиней плодородия, вечной весны и жизни.

Согласно легенде, она обычно появлялась в окружении своих обычных спутниц — нимф, ор и харит. В мифах Афродита выступала богиней браков и родов. Благодаря восточному происхождению Афродита часто отождествлялась с финикийской богиней плодородия Астартой, египетской Исидой, ассирийской Иштар, шумерской Инанной. Древние греки считали, что Афродита оказывает покровительство героям, однако ее помощь распространялась только на сферу чувств, как это было в случае с Парисом.

Несмотря на то что служение богине содержало в себе некоторый оттенок чувственности (гетеры называли ее «своей богиней»), с течением веков архаическая богиня из сексуальной и распущенной превратилась в прекрасную Афродиту, которая смогла занять почетное место на Олимпе. Факт ее возможного происхождения из крови Урана был забыт.

Увидев прекрасную богиню на Олимпе, все боги влюбились в нее, но Афродита стала женой Гефеста — самого искусного и самому некрасивого из всех богов, хотя в дальнейшем она рождала детей и от других богов, включая Диониса и Ареса. В античной литературе также можно встретить упоминания о том, что Афродита состояла в браке и с Аресом, иногда даже называются дети, которые были рождены от этого брака: Эрот (или Эрос), Антерос (ненависть), Гармония, Фобос (страх), Деймос (ужас).

Возможно, самой большой любовью Афродиты был прекрасный Адонис, сын красавицы Мирры, превращенной богами в мирровое дерево, дающее благотворную смолу — мирру. Вскоре Адонис погиб на охоте от раны, нанесенной диким вепрем. Из капель крови юноши расцвели розы, а из слез Афродиты — анемоны. По иной версии, причиной смерти Адониса был гнев Ареса, приревновавшего Афродиту.

Афродита была одной из трех богинь, заспоривших о своей красоте. Посулив Парису, сыну троянского царя, прекраснейшую женщину на земле, Елену, жену спартанского царя Менелая, она выиграла спор, и похищение Парисом Елены послужило поводом к началу Троянской войны.

Рудиментом архаического прошлого богини являлся ее пояс, в котором, согласно легенде, были заключены любовь, желание, слова соблазнения. Именно этот пояс Афродита передала Гере для того, чтобы помочь ей отвлечь внимание Зевса.

Многочисленные святилища богини находились во многих областях Греции — в Коринфе, Мессении, на Кипре и Сицилии. В Древнем Риме Афродита отождествлялась с Венерой и считалась прародительницей римлян благодаря своему сыну Энею, предку рода Юлиев, к которому, по преданию, принадлежал и Юлий Цезарь.

Венера. в римской мифологии богиня садов, красоты и любви. В древнеримской литературе имя Венеры нередко употреблялось в качестве синонима плодов. Некоторые ученые имя богини переводили как «милость богов».

После получившего широкое распространение предания об Энее Венера, почитавшаяся в некоторых городах Италии как Фрутис, была отождествлена с матерью Энея Афродитой. Теперь она стала не только богиней красоты и любви, но и покровительницей потомков Энея и всех римлян. На распространение культа Венеры в Риме немалое влияние оказал построенный в ее честь Сицилийский храм.

Апофеоза популярности культ Венеры достиг в I веке до нашей эры, когда на ее покровительство стали рассчитывать знаменитый сенатор Сулла, веривший в то, что богиня приносит ему счастье, и Гай Помпей, который построил храм и посвятил его Венере-победительнице. Гай Юлий Цезарь особо почитал эту богиню, считая ее сына, Энея, предком рода Юлиев.

Венеру награждали такими эпитетами, как милостивая, очищающая, остриженная, в память о мужественных римлянках, которые во время войны с галлами остригли волосы для того, чтобы сплести из них канаты. В литературных произведениях Венера выступала как богиня любви и страсти. В честь Венеры была названа одна из планет Солнечной системы.

Геката. в греческой мифологии властительница мрака, богиня ночи. Геката властвовала над всеми привидениями и чудовищами, ночными видениями и чародейством. Родилась она в результате брачного союза титана Перса и Астерии. Царь богов Зевс наделил ее властью над судьбами земли и моря, а Уран одарил несокрушимой силой. От Форкиса Геката родила Сциллу.

Культ Гекаты существовал сначала у фракийцев и от них уже перешел к грекам. Геката (Έκάτη), в древнегреческом пантеоне богов являлась божеством лунного света, древней богиней подземного мира, покровительницей чудовищ и привидений, колдуньей, окруженной стигийскими собаками.

У Гомера мы не встречаем имени Геката; в «Теогонии» же Гесиода, где о ней впервые упоминается, она называется дочерью титана Персея; другие называют ее дочерью Зевса и Деметры или Зевса и Геры. Дочь Перса и Астерии (Аполлодор и Гесиод). Еще в царствование Урана она была одарена великой силой, а Зевс, в благодарность за помощь в титаномахии, наградил ее властью над судьбами земли и моря. Отождествлялась с Селеной, Персефоной, Артемидой. У Гекаты было три тела, соединенных воедино, шесть пар рук и три головы.

Греки считали, что Геката блуждает в глубокой тьме по ночам со своими постоянными спутниками совами и змеями, освещая себе путь чадящими факелами. Она проходила мимо могил вместе со своей ужасной свитой, окруженная чудовищными собаками из царства Аида, обитающими на берегах Стикса.

Геката посылала ужасы и тяжкие сны на землю и губила людей. Она помогает волшебницам, которые, как, например Цирцея и Медея, учатся у нее своему искусству. Иногда Геката помогала людям, так, например, именно она помогла Медее добиться любви Ясона. Считалось, что она помогала колдунам и чародеям.

Древние греки верили: если принести Гекате в жертву собак, стоя при этом на перекрестке трех дорог, то она поможет снять чары и избавит от злой порчи. Подземные боги, подобные Гекате, олицетворяли главным образом грозные силы природы. В честь Гекаты также назван сотый астероид в поясе малых планет.

Грации. в римской мифологии (в древнегреческой — хариты) благодетельные богини, олицетворяющие радостное, доброе и вечно юное начало жизни, дочери Юпитера, нимф и богинь. Имена граций (харит), их происхождение и число в разных мифах различны. В древние времена богинь изображали в ниспадающих мягкими складками хитонах, а позднее — обнаженными, чтобы ничто не скрывало их прелестей.

Три Грации олицетворяют Красоту, Любовь и Удовольствие. Грации состоят в свите Венеры. В неоплатонизме они символизируют три аспекта любви. В средневековом искусстве — грации — это Добродетель, Красота и Любовь, а их атрибутами являются роза, мирт и яблоко, иногда — игральные кости.

«Грации либо обнажены, когда желают показать, что в них нет обмана, либо одеты в полупрозрачные одежды, когда хотят подчеркнуть свои прелести и достоинства» (Сенека).

Диана. в римской мифологии богиня природы и охоты, считалась олицетворением луны, как ее брат Аполлон в период позднеримской античности отождествлялся с солнцем. Диане еще сопутствовал эпитет «богиня трех дорог», толковавшийся как знак тройной власти Дианы: на небе, на земле и под землей. Богиня также слыла покровительницей плененных Римом латинян, плебеев и рабов.

Годовщина основания храма Дианы на Авентине, одном из семи римских холмов, считалась их праздником, что обеспечило богине популярность среди низших классов. С этим храмом связано предание о необыкновенной корове: было предсказано, что тот, кто принесет ее в жертву богине в святилище на Авентине, обеспечит своему городу власть над всей Италией.

Когда царь Сервий Туллий узнал о предсказании, он хитростью завладел коровой, принес животное в жертву Диане и украсил храм его рогами. Диана отождествлялась с греческими Артемидой и богиней мрака и чародейств Гекатой.

С Дианой связан миф о несчастном охотнике Актеоне. Юношу, увидевшего купающуюся прекрасную богиню, Диана-Артемида в гневе превратила в оленя, которого растерзали собственные псы.

Ирида. в греческой мифологии олицетворение и богиня радуги, крылатая вестница Зевса и Геры, дочь Тавманта и океаниды Электры, сестра Гарпий и Арки. Главная роль Ириды — быть вестницей богов, поручения которых она разносит с быстротой ветра по земле, в морские глубины и даже в преисподнюю.

Как богиня радуги, являющейся после дождя в туче или в брызгах воды, Ирида стояла близко к морским божествам. У древнегреческих поэтов и грамматиков она является в качестве прислужницы жены Зевса Геры и исполнительницы ее поручений, подобно тому как Гермес играет такую же роль при Зевсе.

По представлению древних греков, радуга была тем мостом, который соединял небо и землю. Когда оформилась олимпийская религия, Ирида стала почитаться, так же как и Гермес, посредницей между небожителями и миром людей. Ирида выполняла повеления Зевса беспрекословно, не добавляя собственных изменений, что отличало ее от Гермеса.

Изображение Ириды можно было встретить обычно в сюжетных зарисовках, связанных с мифами о Гере. Богиню радуги представляли в виде крылатой девушки. Изображается Ирида чаще всего летящей, с распростертыми большими крыльями, с кадуцеем или чашей в руке. Также обычным атрибутом ее был кувшин с дождевой водой. По изложению Алкея, одного из величайших лирических поэтов Греции, существует миф, что от бога западного ветра Зефира Ирида родила Эроса.

Кибела — в античной мифологии богиня фригийского происхождения, близкая по своим функциям богине Рее и иногда отождествлявшаяся с ней, является олицетворением регулирующего, упорядочивающего стихийные природные силы начала. Одно из ее имен — Великая мать богов. Она — владычица гор, лесов и зверей, регулирующая их неиссякаемое плодородие.

Кибела обычно изображается едущей на золотой колеснице (символ земли), в окружении диких львов ипантер, которые символизируют природную энергию, или сидящей на троне, окружённом львами. Зубчатая в виде башни корона Кибелы была ее атрибутом в качестве покровительницы и хранительницы благосостояния городов.

Богиня Кибела требует от своих служителей полного подчинения ей, забвения себя в безумном восторге и экстазе, когда жрецы Кибелы наносят друг другу кровавые раны или когда неофиты оскопляют себя во имя Кибелы, уходя из мира обыденной жизни и предавая себя в руки мрачной богини.

Культ Кибелы был оргиастическим по своему характеру, однако, одновременно он связывался с аскетическим самоограничением, нашедшим отражение в сюжете об оскоплении Аписа; в целом это подчеркивает общую символику ее образа. Культ Кибелы в Риме был введён в 204 году до нашей эры в конце Второй Пунической войны, в период активной экспансии Рима на восток. Cогласно изложению «Сивиллиных книг», древний символ культа богини — темноцветный камень (по всей вероятности, метеорит) был торжественно перевезен особым посольством в Рим из её храма в Пессинунте. С тех пор культ богини, под именем «великой матери» (Mater magna), сделался государственным; им заведовала особая коллегия жрецов. Римлян в культе Кибелы привлекали искупительные жертвы: тавроболии и криоболии (посвящение в культ путём орошения бычьей или бараньей кровью).

Картина Рубенса «Союз Земли и Воды» изображает аллегорическую сцену союза Земли, которую олицетворяет Кибела, держащая в руке рог изобилия, наполненный плодами, и Воды — Нептуна, прекрасно узнаваемого по трезубцу. Союз освящает крылатая Виктория, которая возлагает золотую корону на голову богини.

Минерва. в римской мифологии богиня мудрости, искусства, войны и городов, покровительница ремесленников. Существует предположение, согласно которому культ Минервы имеет фригийские корни. Римляне считали богиню равной Юноне и Юпитеру, она входила в пантеон главных римских богов, так называемую капитолийскую триаду, которой был посвящен храм на Капитолии.

В греческой мифологии существует аналог Минервы — Афина-воительница. Так же как и Афина, Минерва была покровительницей военного дела, великие полководцы после сражений приносили ей в жертву часть своих лучших трофеев. Древние римляне приписывали Минерве покровительство врачам, учителям, скульпторам, музыкантам и поэтам. Почитатели богини устраивали празднества в ее честь — квинкватрии, на которых учителя и ремесленники получали плату за обучение детей.

Минерву обычно изображали в доспехах и шлеме с копьем в руках или с совой в одной руке и змеей в другой. Сова — символ ночных размышлений, а змея — символ мудрости. Культ богини был распространен по всей Италии, но лишь в Риме ее чтили за воинственный характер.

Мнемозина. в греческом мифотворчестве богиня памяти, дочь Урана и Геи, титанида (Гесиод, Теогония, 135). Мать муз, которых родила от Зевса в македонской Пиерии. По числу девяти ночей, которые Мнемозина подарила Зевсу, и муз было девять; представительницы интеллектуальных и художественных свойств человека, они унаследовали задатки их матери, которой греки приписывали изобретение речи и счета. Дочери Зевса и Мнемозины: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Полигимния, Талия, Терпсихора, Урания, Эвтерпа, Эрато.

Историк Преллер (Мифология Эллады, I, 484) утверждает, что древнейшие песнопения греков касались Зевса, его борьбы с титанами и устроения нового мирового порядка и что в связи с этим Мнемозина олицетворяет собою воспоминание об этих великих событиях и духовное начало, возникшее из красоты и гармонии мира. Из этого ее значения получилось позднейшее, как богини воспоминания, мысли и наименования. В беотийской Лейбадее при оракуле Трофония был источник Леты (Забвение), из которого пили воду намеревавшиеся вопросить бога, и источник Мнемозины (Память), из которого пили уже получившие ответ. Здесь же стоял трон Мнемозины, которая, по верованию молящихся, помогала удерживать в памяти виденное и слышанное (Павсаний, IX 39, 8). Мнемозина почиталась и обыкновенно изображалась вместе с музами.

Мойры («часть», «доля»), в греческой мифологии богини судьбы. В представлениях греков мойра-судьба каждого воплощается в некоем материальном предмете — фетише, носителе жизненных сил. Так, мойра героя Мелеагра, участника похода аргонавтов, была заключена в оставшейся от жертвенного костра головне, спрятанной его матерью. Желая погубить сына, мать бросила головню в огонь, где та сгорела, вызвав мучительную смерть Мелеагра.

Со временем мойры понимаются как рок («то, что изречено») и судьба («то, что суждено»); это темная сила, которая не имеет отчетливого облика. Наиболее распространенный миф — это миф о трех сестрах-мойрах, дочерях Ночи, породившей также Смерть, Гипноса, Немезиду, Эриду и Гесперид. Их имена — Лахесис («дающая жребий»), Клото («прядущая») и Атропос («неотвратимая»).

Считалось, что Лахесис назначает жребий еще до рождения человека, Клото прядет нить его жизни, а Атропос неуклонно приближает будущее, ножницами отрезая нить жизни. Мойры сопричастны Зевсу — иногда он именуется Морием. Зевс и Аполлон называются также Мой-рагетами («водителями мойр»). Эпитет Зевса «вершитель судеб» (надпись на жертвеннике в Олимпии) означает, что верховный бог «знает человеческие дела и все то, что предопределяли мойры, и все, в чем они отказали».

В римской мифологии им соответствуют парки. Парки, римские богини судьбы, при рождении ребенка определяли его судьбу в виде нити, которую они пряли, отмеряли и отрезали. В отличие от греческих мойр, печальных, погруженных в работу дев, римские парки — злобные человеконенавистницы. Обычно они представлены в образе ужасных и злобных старух.

На офорте Франсиско Гойи Децима (слева) держит веретено в виде беспомощного младенца, Норта смотрит через увеличительное стекло, а Морта (крайняя справа) щелкает ножницами. Четвертая фигура возможно символизирует общее направление судьбы.

В скандинавской мифологии мойрам соответствуют богини судьбы норны. Считалось, что норны лишь определяли судьбу богов, великанов, карликов и людей, но не могли ею распоряжаться, хотя иногда они предвещали несчастье.

Музы. в древнегреческом мифотворчестве богини и покровительницы искусств и наук. Музы считались дочерьми Зевса и богини памяти Мнемосины. Слово «муза» происходит от греческого «муса» («мыслящие»), их еще называли аонидами, аонийскими сестрами, парнасидами, касталидами, пиэридами и ипокренидами.

Всего было девять сестер: Мельпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии, Каллиопа — муза эпической поэзии, Эвтерпа — муза лирики, Эрато — муза любовных песен, Терпсихора — муза танцев, Клио — муза истории, Урания — муза астрономии и Полигимния — муза священных гимнов. Богини обычно выступали под водительством покровителя искусств Аполлона, получившего от богов второе имя Мусагет.

Их имена, кроме Урании («небесной») и Клио («дарующей славу»), связаны с пением, танцами, музыкой, наслаждением. Этим богиням поклонялись ученые мужи и деятели искусства Древней Греции. Сначала главными местами почитания муз были беотийские города Аскра и Феспии, на склонах Геликона, где находились и древние школы прорицателей и певцов; такое соединение школы с центром культа, вероятно, существовало и в Пиерии, у северного подножия Олимпа, на родине почитания муз, называвшихся отсюда Пиеридами.

Считалось, что первыми, кто принес жертвы музам на Геликоне, были не поэты и певцы, а ужасные великаны алоады — От и Эфиальт. Именно они ввели культ муз и дали им имена, думая, что их всего три: Мелета (Mελέτη, Опытность), Мнема (Μνήμη, Память), Айода (Λοιδή, Песня). Спустя некоторое время число муз было увеличено до девяти прибывшим из Македонии эматийским царем Пиэром, который и дал им имена.

Эти олимпийские музы восходят к архаическим хтоническим существам. О хтониче

ском прошлом муз свидетельствует также то потомство, которое музы, будучи дочерьми земли Геи, рождали и от Зевса, и от Аполлона. От Зевса и Каллиопы родились корибанты (Страбон, X 3, 19), по другой версии, куреты родились от Талии и Аполлона (Аполдлодор, I 3, 4). Музы были женщинами небесной красоты, и это их качество не осталось незамеченным другими богами.

Многие из муз производили потомство от богов: например, Талия родила от Зевса-коршуна сицилийских близнецов — Паликов; Мельпомена и бог Ахелой произвели на свет чудовищных существ сирен, привлекающих своим пением путников и пожирающих их.

Олимпийские музы классической мифологии — дочери Зевса, они обитают на Геликоне, воспевая все поколения богов — Гею, Кроноса, Океана, Ночь, Гелиоса, самого Зевса и его потомство, то есть они связывают прошлое и настоящее. Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Они покровители певцов и музыкантов, передают им свой дар.

У древних римлян богинями-покровительницами поэзии, соответствовавшими греческим музам, были камены.

Немезида (Немесида), в древнегреческой мифологии богиня мщения. В обязанности богини входило наказание за преступления, наблюдение за честным и равным распределением благ среди смертных.

Немезида была рождена Никтой в наказание Кроносу вместе с другими порождениями богини ночи: Танатосом — богом смерти, Эридой — богиней раздора, Апатой — богиней обмана, Кером — богом уничтожения и Гипносом — богом мрачных сновидений. Немезиду также называли Адрастеей — «неотвратимой». Слово «Немезида» происходит от греческого nemo, означающего «справедливо негодую».

Согласно одному из мифов, у Немезиды от брака с Зевсом родилась дочь Елена, виновница Троянской войны. Самой почитаемой богиней Немезида была в Рамнунте, где ей посвятили храм недалеко от Марафона. В храме находилась ее статуя, изваянная Фидием. Богиню почитали и в Древнем Риме.

Изображения Немезиды встречаются на древних амфорах, мозаиках и других произведениях искусства, где ее рисовали с весами в руках, а также с другими предметами, символизировавшими равновесие, наказание и быстроту: уздечка, меч и плеть.

Персефона. в греческой мифологии дочь Зевса и богини Деметры. Богиня плодородия и земледелия Деметра очень любила свою единственную дочь, красавицу Персефону. Для нее она вырастила прекрасные душистые цветы на лугах Эллады, позволила стрекозам и бабочкам порхать среди них, а певчим птицам наполнять луга и рощи мелодичным пением. Юная Персефона обожала светлый мир дяди Гелиоса — бога Солнца и мамины зеленые луга, пышные деревья, яркие цветы и журчащие повсюду ручейки, на поверхности которых играли блики солнца. Ни она, ни ее мать не знали, что Зевс пообещал ее в жены своему мрачному брату Аиду — богу подземного царства.

Однажды Деметра с Персефоной гуляли по зеленому лугу. Персефона резвилась с подругами, радуясь свету и теплу, упиваясь ароматами луговых цветов. Неожиданно в траве она нашла цветок неведомой красоты, издававший дурманящий запах. Это Гея по просьбе Аида вырастила его, чтобы привлечь внимание Персефоны. Как только девушка коснулась странного цветка, разверзлась земля и появилась золотая карета, запряженная четырьмя черными конями. Ею правил Аид. Он подхватил Персефону и унес ее в свой дворец в подземном царстве. Убитая горем Деметра облачилась в черные одежды и отправилась на поиски дочери.

Мрачные времена настали для всего живущего на земле. Деревья потеряли пышную листву, цветы увяли, злаки не дали зерна. Не плодоносили ни поля, ни сады. Наступил голод. Замерла вся жизнь. Роду людскому грозила гибель. Боги, которые время от времени спускались к людям с Олимпа и заботились о них, стали просить Зевса сказать Деметре правду о Персефоне. Но узнав правду, мать еще больше затосковала по дочери.

Тогда Зевс послал к Аиду Гермеса с просьбой отпускать время от времени жену на землю, чтобы Персефона могла видеться с матерью. Аид не посмел ослушаться Зевса. Увидев дочь, Деметра возликовала, в глазах ее заблестели слезы радости. Этой влагой наполнилась земля, нежной травой покрылись луга, и цветы распустились на недавно поникших стеблях. Вскоре заколосились и хлебородные нивы. Природа проснулась к новой жизни. С тех по повелению Зевса Персефона две трети года обязана проводить с матерью и одну треть — с мужем.

Так возникло чередование времен года. Когда Персефона находится в царстве мужа, уныние нападает на Деметру, а на Земле наступает зима. Но зато каждое возвращение дочери к матери в мир дяди Гелиоса все живое новыми соками и приводит с собой весну во всей ее торжествующей красоте. Вот почему Персефону всегда изображают в виде прекрасной девушки с букетом цветов и снопом колосьев и считают ее богиней наступающей весны, сестрой богини царства цветов и растений Флоры. И живет она на небе как замечательное созвездие Дева. Самая яркая звезда в созвездии Девы называется Спика, что означает колос.

В римской мифологии богине соответствует Прозерпина.

Рея. в античном мифотворчестве греческая богиня, одна из титанид, дочь Урана и Геи, супруга Кроноса и мать олимпийских божеств: Зевса, Аида, Посейдона, Гестии, Деметры и Геры (Гесиод, Теогония, 135). Кронос, боясь, что его лишит власти кто-либо из его детей, пожирал их сразу после рождения. Рея по совету родителей спасла Зевса. Вместо рожденного сына она подложила запеленатый камень, который Кронос и проглотил, а сына в тайне от отца Рея отправила на Крит, на гору Дикта. Когда Зевс подрос, Рея пристроила сына виночерпием к Кроносу и он смог подмешать в кубок отца рвотное зелье, освободив своих братьев и сестер. По одному из вариантов мифа, Рея обманула Кроноса и при рождении Посейдона. Она спрятала сына среди пасущихся овец, а Кроносу дала проглотить жеребенка, сославшись на то, что именно его она и родила (Павсаний, VIII 8, 2).

Культ Реи считался одним из весьма древних, но был мало распространен собственно в Греции. На Крите и в Малой Азии она смешивалась с азиатской богиней природы и плодородия Кибелой и поклонение ей выступало на более видный план. Специально на Крите локализировано было предание о рождении Зевса в гроте горы Иды, пользовавшемся особым почитанием, что доказывается большим числом посвящений, отчасти весьма древних, в нем найденных. На Крите показывали и гробницу Зевса. Жрецы Реи назывались здесь куретами и отожествлялись с корибантами, жрецами великой фригийской матери Кибелы. Им доверила Рея сохранение младенца Зевса; стуча оружием, куреты заглушали его плач, чтобы Кронос не мог услышать ребенка. Рея изображалась в матрональном типе, обыкновенно с короной из городских стен на голове, или в покрывале, большей частью сидящей на троне, близ которого сидят посвященные ей львы. Атрибутом ее был тимпан (древний музыкальный ударный инструмент, предшественник литавр). В период поздней античности Рея отождествлялась с фригийской Великой матерью богов и получила имя Рея-Кибела, культ которой отличался оргиастическим характером.

Тефида. в греческом мифотворчестве одно из древнейших божеств, титанида, дочь Геи и Урана, сестра и супруга Океана, мать потоков, рек и трех тысяч океанид, считалась богиней, дающей жизнь всему существующему (Гесиод, Теогония, 136, 337-346, 364). На плодовитость Тефиды и заботы ее о бесчисленном потомстве указывает имя богини, связанное с индоевропейским teta, что означает мать; для сравнения: греческое τητη.

Тефида и Океан не присоединились к остальным титанам в их битве против Зевса, а потому сохранили свою власть и доверие олимпийцев. Перед сражением олимпийцев с титанами Рея спрятала на краю света у Океана и Тефиды свою дочь Геру. Тефида и Океан обитают на краю света, и туда не раз, чтобы примирить ссорившихся супругов, отправлялась Гера, которую они по просьбе Реи приютили во время борьбы Зевса с Кроном (Гомер, Илиада, XIV 200-210).

Фемида. в античном мифотворчестве древнегреческая богиня правосудия и законного порядка, титанида, устроительница и блюстительница нравственных основ и всего строя жизни, дочь Урана и Геи, после богини Метис вторая законная супруга Зевса, мать ор и мойр (Гесиод, Теогония, 135, 901-906).

Древние греки называли богиню разными именами, например Темида, Темис. Богиня Фемида была матерью многочисленного потомства. Ее дочерьми были богини судьбы — мойры и богини времен года — оры или горы. По одной из версий мифа, Фемида является матерью Прометея. Обладая даром прорицания, Фемида открывает Прометею тайну, что женитьба Зевса на океаниде Фетиде приведет к рождению сына, который свергнет верховного бога-громовержца. Ее предсказание расстроило брак Фетиды с Зевсом.

В мифе о Прометее рассказывается, что герой открыл эту тайну только после тысячелетних мучений, на которые обрек его Зевс (Эсхил, Прометей, 18). От матери Геи Фемида получила Дельфийский оракул, который передала своей сестре Фебе, та отдала это прорицалище своему внуку Аполлону (Эсхил, Эвмениды, 2-8). По сообщению Овидия она же предупредила Атланта, что однажды сын Зевса похитит яблоки у его дочерей Гесперид. По Гомеру она исполняет обязанности глашатая верховного бога Зевса на Олимпе, созывает богов на собрания, председательствует на пирах небожителей.

В значении советницы верховного олимпийского бога, сидящей возле его трона, она нередко выступает в послегесиодовских поэтических произведениях. Благодаря заботам Фемиды поддерживается внешний порядок как в жизни богов на Олимпе, так и среди людей на земле, причем самое имя богини употребляется также для обозначения отвлеченного понятия правовых норм (θέμιστες), регулирующих человеческую жизнь.

Под ее же покровительством находятся все ищущие гостеприимства, угнетенные, потерпевшие несправедливость. В произведениях искусства Фемида изображалась с повязкой (символом беспристрастия) на глазах, с мечом, иногда с рогом изобилия и весами в руках. В Олимпии жители Древней Греции ставили жертвенники Зевсу, Гее и Фемиде рядом, что показывает, насколько чтили они эту богиню правопорядка.

Хариты. в древнегреческой мифологии богини благодеяний. Хариты — дочери Зевса и океаниды Эвриномы, воплощали радостное, доброе и вечно молодое начало. Звали этих прекрасных богинь Аглая («сияющая»), Евфросина («благомыслящая») и Талия («цветущая»). В различных мифах упоминаются всевозможные варианты как числа харит, так и их имен. Например, Гомер рассказывал о младшей харите Пасифее, которую Гера пообещала отдать замуж — за бога сна Морфея.

В рукописях, дошедших до наших дней, встречаются такие имена харит, как Клета («желанная»), Фаенна («блестящая»), Пейто («убеждение») и пр. В некоторых случаях их связывали с горами и именовали Карпо («плодоносящая»), Ауксо («приумножающая»), Гегемона («руководительница») и т. п.

Согласно многочисленным преданиям, хариты были близки Аполлону. На стенах Делосского храма изображена сцена, где бог держит трех харит на своей ладони, а в пергамском храме Аполлона и в Афинах перед входом в Акрополь хариты представлены в облике римских граций. Древние греки связывали харит с процессами роста и развития, протекающими в природе, а также с эмоциональной и творческой деятельностью человека.

Эвмениды — милостивые, благожелательные богини — одно из названий женских божеств, наиболее известных под именем эриний, у римлян фурий, что значит гневные, яростные, богини-мстительницы; именуются также величавыми (Πότιαι), досточтимыми (Σεμναί). По Гесиоду, эвмениды — дочери земли, оплодотворенной каплями крови старейшего божества Урана, оскопленного сыном его, Кроном. Это — объяснительный миф позднейшего происхождения, приурочивающий родословную эвменид к первому в мире насилию против родителя.

По Эсхилу, эвмениды — дочери Ночи; Софокл называет их детьми мрака и земли. В поздних греческих мифах, эвмениды — земные божества, находящиеся в теснейшей связи с исконными правилами и устоями человеческого общежития. Они неусыпно наблюдают за тем, чтобы от века установленные отношения между старшими и младшими, родителями и детьми, богатыми и бедными, благоденствующими и несчастными, не были нарушаемы к выгоде одной стороны на счет другой.

Есть эвмениды отца, матери, родителей; также детей, нищих, то есть всякого, кто обижен и чья обида вопиет о мщении. Воплям и проклятиям жертвы внемлют эвмениды и преследуют виновного без устали и пощады не только на земле, но и в преисподней после смерти, пока мера мщения не исполнится. Уже в Илиаде богини-мстительницы живут в преисподней. «Бродящими во мраке», где гнездятся преступления, «жестокими», «свирепыми», «гибельными» называются они у Гомера. Одна из эвменид носит имя Мегеры.

В рисунках на вазах эвмениды неоднократно изображаются в роли наказующих божеств в преисподней. Наружный вид богинь, свирепых, кровожадных и беспощадных, внушал жертвам ужас и отвращение. Старые, седые, с злобным кровавым взором, со змеями в волосах, эвмениды или лают как собаки, или ревут, как разъяренные быки; змеи обвивают их туловище, ползут по плечам или в руках богинь шипят и с открытою пастью тянутся к жертве; иногда эвмениды изображаются с бичом в руке, с факелом, освещающим путь в погоне за виновным. Пифия в ужасе бежит из святилища Аполлона при виде эвменид, расположившихся у жертвенника. Аполлон гонит их из своего храма туда, где виновных казнят, где раздаются стоны измученных преступников. Не одною смертью карают богини: с момента совершения преступления они неотступно преследуют виновного, причиняя ему мучительнейшие страдания, физические и душевные, даже за гробом. Кровь убитой матери еще не засохла на руках убийцы — а Орест испытывает уже терзания совести, и надвигающиеся «свирепые собаки матери» повергают его в невыразимый ужас. Эвмениды — божества «быстрые», «многорукие», «многоногие», «с медными ногами» и т. п.

По словам Гераклита, эвмениды зорко следят за тем, чтобы и во внешней природе все оставалось в своих границах. Эвмениды карают клятвопреступление и всякое нарушение положенной человеку меры. Отсюда сопоставление эвменид с богинями судьбы. «Человеку с чистыми руками не должно страшиться нашего гнева; жизнь его протекает мирно. Мы, вездесущие и мощные богини, памятуем содеянное зло, внушаем страх злодею и недоступны мольбам его. Чти алтарь правды и не попирай его нечестивой ногой, соблазняясь корыстью, ибо за преступлением последует наказание и возмездие. Чти родителей, радушно принимай странника под кровом твоим. Праведник не будет несчастлив». Трагедия Эвмениды, откуда извлечены эти слова, заключает собою трилогию Эсхила Орестию, обильнейший источник наших сведений об эвменидах. Богини жаждут крови матереубийцы Ореста, они гонятся за ним из Аргоса в Дельфы, из Дельф в Афины, и только вмешательство «юных» божеств, Аполлона и особенно Афины, сострадательных, различающих побуждения к действию, смиряет ярость «старейших» божеств и спасает Ореста, отмстившего за смерть отца по внушению Аполлона.

Первое умилостивление богинь, карающих злодеяние без внимания к его мотивам, трагик относит ко времени учреждения древнейшего судилища излюбленных граждан. У следующего за Эсхилом трагика, Софокла, те же богини милостиво принимают в своей роще подле Афин другого страдальца, Эдипа, искупившего невольную вину бедствиями и душевными страданиями (Эдип в Колоне). Под именем милостивых эвмениды чествовались в Сикионе и в других местах Пелопоннеса. По мере смягчения нравов беспощадные мстительницы-богини сами находят возможным во внимание к душевному состоянию виновного и к условиям правонарушения освободить от наказания вопиющие по внешнему виду преступления. У Еврипида (Орест) эвмениды — терзания возмущенной совести преступника.

В греческой мифологии Эринии — богини мести, порожденные богиней земли Геей, впитавшей кровь оскопленного Урана либо, по другим вариантам, Никтой, богиней ночи, и обитавшие в аиде; иногда изображаются в виде собак или змей, что подчеркивает их хтонический характер. Олицетворяют угрызения совести и выражают представление о том, что преступление порождает на свет силы, которые рано или поздно уничтожают виновного.

В греческой мифологии множество мифов связано с тремя эриниями: Алекто, Тисифоной и Мегерой. Древние греки представляли себе эриний в виде отвратительных старух с волосами, перевитыми ядовитыми змеями, с зажженными факелами, бичами и орудиями пыток. Голоса эриний схожи с ревом скота и собачьим лаем. Они преследуют грешников неотступно, как свора гончих псов и карают за совершенные преступления, неумеренность, заносчивость, алчность, скупость, гордыню.

Место обитания безумных демонов — подземное царство Аида и Персефоны, где они прислуживаютбогам подземного царства мертвых и откуда они появляются на земле среди людей, чтобы возбудить в них месть, безумие, злобу. Так, Алекто, напоенная ядом горгоны, проникнув в виде змеи в грудь царицы латинов Аматы и наполнив злобой ее сердце, сделала ее безумной. Та же Алекто в образе страшной старухи побудила к бою вождя рутулов — Турна, вызвав тем самым кровопролитие. Ужасная Тисифона в Тартаре бьет бичом преступников и устрашает их змеями, полная мстительного гнева. Существует предание о любви Тисифоны к царю Киферону. Когда Киферон отверг ее любовь, эриния умертвила его своими волосами-змеями. Их сестра, Мегера — олицетворение гнева и мстительности, до настоящего времени Мегера остается нарицательным обозначением злой, мстительной и сварливой женщины.

На более позднем этапе древнегреческой культуры эринии превращаются в эвменид, «благомыслящих», и олицетворяют порядок и законность как характеристики космически организованного мироздания (ср. у Анаксимандра: «Солнце не переступит меры, иначе эринии, слуги Дике, его настигнут»). Переломный момент в понимании роли эриний наступает в мифе об Оресте, описанном Эсхилом в «Эвменидах». Являясь древнейшими хтоническими божествами и охранительницами материнского права, они преследуют Ореста за убийство матери. После суда в ареопаге, где эринии спорят с Афиной и Аполлоном, защищающими Ореста, они примиряются с новыми богами, после чего получают имя э вмениды («благомыслящие»), тем самым меняя свою злобную сущность («безумные») на функцию покровительниц законности.

Отсюда представление в греческой натурфилософии, у Гераклита, об эриниях как «блюстительницах правды», ибо без их воли даже «солнце не преступит своей меры»; когда Солнце выходит за свою колею и грозит миру гибелью, именно они заставляют его вернуться на место. Образ эриний прошел путь от хтонических божеств, охраняющих права мертвых, до устроительниц космического порядка. Досточтимыми, благосклонными эринии выступают применительно к герою раннего поколения Эдипу, убившему, того не ведая, родного отца и женившемуся на своей матери. Они дают ему успокоение в своей священной роще. Тем самым богини осуществляют справедливость: чаша мучений Эдипа переполнилась через край. Он уже сам ослепил себя за невольное преступление, а оказавшись в изгнании, страдал от эгоизма сыновей.

С эриниями иногда отождествлялась богиня справедливого возмездия Немезида. В Риме эриниям соответствовали фурии («безумные», «яростные»), Furies, Furiae (от furire, «неистовствовать»), богини мести и угрызений совести, наказывающие человека за совершенные грехи.