ДРЕВНИЕ БОГИ ЕГИПТА. РЕЛИГИЯ / IRCNS. ru

В древнем Египте боги, в отличие от богов античного мира, не имели строго определенных функций, они в меньшей степени были заняты какой бы то ни было деятельностью и почти никогда не вмешивались в людские споры. Наряду с богами, аналоги которых существуют в античной мифологии, в религии египтян существовало множество абстракций.

Бог имел пять имен, каждое из которых было связано с одним из элементов, с астрономическими телами, или заключало в себе описание бога, как сильного или величественного. Некоторые боги не имели постоянных имен: имена менялись в зависимости от времени суток, от действия, которое бог совершал в данный момент, и т. п.

Таурт

В египетской мифологии богиня — покровительница женщин и детей. Священное животное Таурт — гиппопотам. Таурт — самка бегемота с человеческими волосами и зубами крокодила. Ей молились, когда семья хотела наследника.

Молились также о здоровье будущего ребенка и его матери. Богиня беременных женщин. Изображалась в виде стоящей беременной самки гиппопотама с женскими руками и грудью и львиными задними лапами (иногда и головой львицы). Центр культа Таурт — Фивы, но ее почитание было широко распространено во всем Египте. Эпитет Таурт — «великая», атрибут — иероглиф «са», означающий «защита». Таурт помогала при родах, лечила от бесплодия. Связана с загробным культом, вместе с богиней Хатор она встречает умершего на пороге подземного царства и зажигает огонь, чтобы отогнать злых духов. Часто отождествлялась с Нут, Хатор, Исидой. Считалось что амулеты с маленьким изображением Таурт охраняли от злых сил, способствуя плодородию. изобилию молока у кормящих матерей. Изображения Таурт также часто помещали на подголовниках, кроватях и других домашних предметах.

Осирис

Религиозные мифы и культ Осириса. Хотя египетские боги, в отличие от греческих, не общались с людьми, им были доступны такие человеческие чувства, как любовь, ненависть, зависть и мстительность. Тем не менее египтяне считали своих богов в высшей степени нравственными и стремились им подражать. Ближе всех сердцу египтянина был, вероятно, бог города, в котором он жил.

Связь человека с подобными богами была теснее, чем с величественным богом Неба.

Самым родным для всех египтян был, по-видимому, Осирис. Согласно легенде, некогда он был земным царем.

Осирис был убит своим завистливым братом Сетом, который расчленил его труп и бросил в Нил. Но Исида, преданная жена Осириса, собрала разрозненные части тела мужа; Осирис воскрес и с тех пор правит в царстве мертвых.

Безжалостный Сет обратил свои злобные замыслы против малолетнего сына Исиды и Осириса – Гора, из-за чего мать младенца была вынуждена ради его спасения скрываться в недоступных болотах Дельты. Когда ребенок вырос, он одолел своего дядю, а боги объявили его законным наследником Осириса и возвели на отцовский трон.

Египтянам были необычайно близки страдающие боги. Культ Осириса, его преследуемой жены, многострадальной Исиды, и невинного младенца Гора пользовался наибольшей популярностью. Каждый египтянин считал себя в какой-то мере Осирисом, в борьбе отстоявшим свои права и победившим даже смерть. В своих надгробных надписях они именовал себя «Осирис такой-то» и рассчитывали разделить судьбу этого бога в загробном мире.

Птах

В египетской мифологии бог города Мемфиса. Культ Птаха имел общеегипетский характер, был распространен также в Нубии. Палестине, на Синае. Птах изображался в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закрывающем его, кроме кистей руте, держащих посох «уас».

Согласно богословских произведений мемфисских жрецов (т. н. «Памятник мемфисской теологии»), Птах — демиург, создавший первых восемь богов (своих ипостасей — Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) «языком и сердцем», задумав творение в своем сердце и назвав задуманное языком. Он состоит во главе мемфисской эннеады (девятки) богов.

Глава гелиопольской эннеады Атум также происходит от Птаха, т. о. к Птаху восходят и девять богов Гелиополя. Птах считался покровителем ремесел (поэтому в Древней Греции он отождествлялся с Гефестом), искусства, а также богом истины и справедливости.

Женой Птаха была Сехмет, сыном — Нефертум. В поздний период его сыном называли также Имхотепа (мудреца и врачевателя, обожествленных верхов, сановника фараона Джосера и строителя его пирамиды, 28 в. до н. э.). Женами Птаха иногда называли также Маат, Баст, Тефнут, Хатор. Душа Птаха — Апис, язык — Тот. В имени Птах-Татенен с Птахом был отождествлен бог земли Татенен.

Бастед

В египетской мифологии богиня радости и веселья. Священное животное Бастет — кошка. Изображалась Бастет в виде женщины с головой кошки, атрибут Бастет — музыкальный инструмент систр. Центр ее культа, рассвет которого относится к XXII династии (Бубастидов) 10-8 вв. до н. э. — Бубастис. Сын Бастет — Махес. Бастет отождествлялась с Мут, а также с почиталась как Око Ра Тефнут, Сохмет и Хатор. В связи с этим Бастет также приобрела функции солнечного Ока. Геродот сообщал о ежегодных торжествах в честь Бастет, которые сопровождались плясками. Древние греки отождествляли Бастет с Артемидой.

Маат

В египетской мифологии богиня истины и порядка, считалась женой бога мудрости Тота. Изображалась женщиной, сидящей на земле с прижатыми к туловищу коленями. Символ Маат — страусовое перо, прикрепленное на голове (иероглиф «маат» — страусовое перо). Большую роль играла Маат. в загробном суде Осириса; на одну чашу весов клали сердце покойного, на другую — статуэтку Маат.

В египетской мифологии один из элементов составляющих человеческую сущность. Египетский писатель 4 в. Гораполлон, написавший трактат о египетских иероглифах, перевел Ба на коптский язык как «душа». В период Древнего царства, согласно «Текстам пирамид», обладание Ба приписывалось только богам и фараонам. Ба мыслилось как воплощение их силы и могущества. Их могло быть несколько. (множественное число бау).

Позднее, согласно «Текстам саркофагов» и «Книге мертвых», Ба считалось воплощением жизненной силы всех людей, продолжающей существовать и после их смерти. Обитая в гробнице и оставаясь в полном единстве с умершим, Ба может отделяться от тела человека и свободно передвигаться, оно совершает «выход днем» из гробницы, поднимается на небо, сопутствует человеку в загробном мире. Ба осуществляет все физические функции человека: ест, пьет и т. д.

Изображается в виде птицы с головой, а иногда и руками человека. В качестве Ба богов не редко фигурируют священные животные (например, Ба Себека — крокодил, Осириса — баран, Ба многих богов — змея) или другие божества (так Хнум в Латополе (Эсне) считался Ба Шу, в Гипселисе — Осириса, в Леонтополе — Геба, на нострове Элефантина — Ра) Ба имели не только люди, но и многие города: Гермополь, Буто, Иераконполь и др.

Бес

В египетской мифологии божество, охраняющее человека от бедствий, покровитель семьи. Египтяне верили, что Бэс изгоняет злых духов, помогает при родах. Изображался в виде человека, карлика, кривоногого, с широким уродливым бородатым лицом, искаженным гримасой. Считалось, что уродство Бэса отпугивает злых духов. На голове Бэса обычно надета большая тиара из перьев или листьев. Иногда изображался с ножом в руках (Бэс-Аха, «Бэс-воин») или танцующим с музыкальным инструментом (Бэс-Хит, Бэс-Хат, «Танцующий-Бэс», почитавшийся как бог веселья). Нож и музыкальный инструмент в его руках должны были устрашать врагов.

Анубис(Имиут)

Другие имена: Хентиаменти, Упуаут (бог-волк Упуат), Исдес.

Анубис (греч.) — Инпу (егип.) Сын Осириса и Нефтиды, брат бога Баты, отец Кебхут. Бог — покровитель умерших, некрополей и кладбищ, один из судей царства мертвых, хранитель ядов и лекарств. Анубис-Саб считался судьей богов.

В египетской мифологии бог-покровитель умерших; почитался в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки (или в виде человека с головой шакала или собаки). Анубис считался судьей богов. Центром культа Анубиса был город 17-го нома Каса (греческий Кинополь, «город собаки»), однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты «Хентиаменти», т. е. тот, кто впереди страны Запада («царства мертвых»), «владыка Расетау» («царства мертвых»), «стоящий впереди чертога богов». Согласно «Текстам пирамид».

Анубис был главным богом в царстве мертвых, он считал сердца умерших (в то время как Осирис главным образом олицетворял умершего фараона. который оживал подобно богу).

С конца 3-го тысячелетия до н. э. функции Анубиса переходят к Осирису, которому присваивали его эпитеты. А Анубис входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса.

Вместе с Тотом присутствующем на суде Осириса. Одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию.

Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах («просветленного», «блаженного»), оживающего благодаря этому жесту; Анубис расставлял вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и дает каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображен лежащий над девятью пленниками шакал. Анубис считался братом бога Баты. По Плутарху, Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Древние греки отождествляли Анубис с Гермесом.

Один из эпитетов Анубиса, определявший его как бога бальзамирования. Его фетиш — шкура, забинтованная в льняные пелены, которую прикрепляли к шесту, ставили в сосуд, и помещали в гробницу умершего.

Упуат (Упуаут)

Упуаут (др. египет — «Открывающий пути»), Офоис (греч.) — в египетской мифологии бог в образе волка, проводник умершего в Дуат. Центр его культа — город Сиут (греческий — Ликополь. «волчий город»). От Снута начинался крупный караванный путь, и Упуат почитался как бог-проводник, разведчик. Его эпитет — «вожатый» («ведущий»). Упуат — воинственное божество, его атрибуты — булава и лук. Имел также функции покровителя умерших, его называли «первый боец Осириса» и иногда отождествлялся с ним. Упуат — волк. часто отождествлялся с шакалом Анубисом. Штандарты с атрибутами и изображениями Упуат выносили перед выходом фараона, несли во главе процессии во время мистерий Осириса в Абидосе.

Инпут

Инпут (др. египет) — в египетской мифологии богиня Дуата (место пребывания умерших). Изображалась в виде женщины с головой собаки. В Кинопольском номе считалась женой Анубиса. Иногда почиталась как женская форма Анубиса.

Амон

Один из важнейших богов египетского пантеона, имя которого переводится как «скрытый», «сокровенный». Изображался в облике мужчины с кожей голубого или золотого цвета, увенчанного шути — ступообразной короной, украшенной двумя страусиными перьями.

Иногда Амон также предстает в облике своих священных животных — овна и гуся. «Скрытый от глаз богов так, что сутью своей неведом; тот, что выше небес, дальше мира загробного, истинным обликом богам неведомый» величайший, чтобы быть познанным, могущественнейший, чтобы быть узнанным» (из Лейденского гимна богу), Амон — изначально бог неба и грозы, позже — «великая сокровенная душа, что над всеми богами», предвечный и непознаваемый владыка вселенной, который, согласно некоторым текстам, произнесший в момент творения изначальное слово, поднявшись в облике птицы над водами хаоса.

— В Фивах Амон почитался как супруг богини Мут и отец Хонсу; величественный храм бога в Карнаке и поныне потрясает воображение своей грандиозностью и является самым значительным египетским храмом эпохи Нового царства (1550 — 1078 гг. до н. э.). Амон в одной из своих ипостасей (Амон Камутеф) также почитался в итифаллической форме, часто отождествляясь с богом плодородия Мином. В Карнаке Амон считался владыкой местной Эннеады, Ипетсут песеджет, в которую, помимо богов Эннеады Гелиополя, входили Хор, Хатхор и некоторые божества Арманта.

— Имя Амона впервые упоминается в «Текстах пирамид»; как Амон Кематеф, вместе со своим женским дополнением Амаунет, бог почитался в числе восьми предвечных хтонических божеств Огдоады Гермополя и изображался в виде лягушки или змея, в знак возрождения скидывающего свою кожу. Древнейшие храмы Амона были воздвигнуты в Фивах, где он почитался как локальное божество с конца правления VI династии (2347 — 2216 гг. до н. э.). Рост значимости культа бога был связан с воцарением фараона XI династии Ментухотепа II (2046 — 1995 г. до н. э.), фиванца по происхождению, выдвинувшего бога-покровителя своего города в число величайших божеств древнего мира. Уже в «белом святилище» Сенусерта I (1956 — 1911 гг. до н. э.) в Карнаке Амон величается титулом «царь богов». Средним царством датируются древнейшие сохранившиеся до нашего времени постройки в центральном святилище бога — Карнакском храме.

— В эпоху Нового царства Амон был отождествлен с богом солнца Ра; Амон-Ра, фиванская ипостась солнечного божества, стала «государственным» богом, покровительствовавшим завоевательным походам фараонов XVIII-XX династий, владыкой великого египетского царства, простиравшегося от берегов Евфрата на севере до четвертого порога Нила на юге. В конце правления XX династии фиванское жречество Амона использовало популярность культа бога для утверждения независимого теократического государства бога Амона со столицей в Карнаке. Кроме того, новая теологическая доктрина, созданная фиванским жречеством, утверждала, что именно Амон в облике великого змея Кематефа создал все остальные города и их локальных богов, упокоившись после этого в Фивах, под священным холмом Джеме на территории храма в Мединет Абу.

— Возвышение фараонов-нубийцев XXV династии привело к возрождению государственного характера культа Амона; второе великое святилище бога, находившееся у священной горы Гебель Баркал на севере Судана, было объявлено «южным Карнаком», столицей нового государства кушитских фараонов. Также в Нубии, в Вади эс-Себуа почиталась особая ипостась бога — Амон Путей, покровительствовавшая путешественникам и странникам; также считалось, что магическая сила великого имени Амона защищала находящегося на воде.

— Согласно текстам крипт птолемеевского храма богини Опет в Карнаке, Амон — великая божественная сила, одухотворяющая всю вселенную, ба Бога предвечного. Рельефы северной крипты храма изображают десять бау солнечного Амона-Ра. Каждая из этих душ персонифицирует одну из божественных энергий бога, одухотворяющих мир: солнце (правый глаз), луну (левый глаз), воздушное пространство (Шу), воды предвечные (Нун), огонь (Тефнут), человечество (жизненная сила ка царя), все земные четвероногие существа, все крылатые существа, все твари подводные (бог-крокодил из Шедет), силы подземные (бог-змей Нехебкау). Могущество души бога наполняло своей животворящей силой его тело; это совершенно очевидно, если учитывать расположенное на стене этой же крипты изображение итифаллической птицы с головой Амона, которая парит над пробуждающимся в окружении Исиды и Нефтиды Осирисом. Надпись рядом гласит: «Амон, почитаемая ба Осириса».

— Согласно изображениям, высеченным на стенах храма Хатшепсут (1479 — 1458 гг. до н. э.) в Дейр эль-Бахри, храма в Луксоре и Рамессеума, именно Амон приходился божественным отцом каждого фараона, зачиная его с царицей-матерью во время теогамии — божественного брака, заключаемого на небесах по воле бога.

Раз в год, во время великого общегосударственного праздника Опет, Амон Карнакский, посещая на своей священной ладье Усерхетамон, увенчанной эгидами с головами овнов, храм в Луксоре, символически вновь рождал своего сына — божественного царя. В этих важнейших ритуалах участвовали фараон, его супруга, другие члены царской семьи, исполнявшие второстепенные роли. Cоюз царственной пары становился, таким образом, подобием божественного брака, во время которого царь не только уподоблялся Амону, зачинающего своего сына, но и сливался с образом бога, «обновляя» тем самым свои потенциалы и вновь доказывая свое неизменное право на божественное творение, правление, поддержание Маат.

Сам Амон в момент теогамии также изменял свою сущность: из вселенского владыки, повелителя Карнака, он на короткое время проявлялся как «Амон-Ра, Владыка своего Гарема», т. е. Амон Луксорский, отец царя. Как только царь получает возрождение, или «повторение рождений» в мир, Амон вновь становится предвечным божеством, «Владыкой Небес, Царем Богов». В основе двух ипостасей Амона — «Карнакского» и «Луксорского» лежит единый образ божества; их основное различие состояло в том, что в отличие от «вселенского властителя» в Карнаке, Южный Амон, прежде всего, выполняет функции божественного предка царя, поминальный культ которого поддерживается его земным наследником.

— В основе египетского понимания мироздания лежала взаимосвязь божественной и царской власти: Амон обеспечивал существование царя, его «возлюбленный сын» поддерживал цикличность бессмертного бытия бога. Божественное присутствие чувствуется в каждом действии фараонов как внутри страны, так и во внешнеполитических перипетиях: Амон стоит за спиной Рамсеса II (1279 — 1212 гг. до н. э.) во время Кадешской битвы, Амон дарует победы Тутмосу III (1479 — 1425 гг. до н. э.) в обмен на воздвигнутые царем храмы, Амон повергает к стопам Аменхотепа III (1388 — 1351 гг. до н. э.) все стороны света, который в милости своей одаривает их «дыханием жизни».

— С эпохи Нового царства особое значение придавалась оракулу Амона Карнакского, посредством которого решались важнейшие государственные дела, а также утверждались претенденты на пост верховного жреца бога. В оазисе Сива находился другой, не менее знаменитый оракул Амона, признавший сыном бога Александра Македонского. Храмы и святилища Амона также находились в Солебе, Герф Хуссейне, Абу-Симбеле, Дерре, Каве, Пнубсе, Саи, Гемпаатоне, Напате и многих других городах и селениях Нубии; в Вади Мийа (Восточная пустыня), Пер-Рамсесе, и, наконец, в Танисе; здесь в ограде храма бога в 1938 году экспедицией П. Монтэ были обнаружены гробницы царей XXI династии, сокровища которых могут быть сравнимы только с содержимым гробницы Тутанхамона.

— На протяжении многих веков особой популярностью в Фивах пользовалась особенно милостивая ипостась бога — «Амон, слушающий просящего». Этому божеству были воздвигнуты бесчисленные стелы, многие из которых украшены изображениями ушей бога, «внимающего молитвам, отзывающегося на призыв несчастного, дающего дыхание жизни несчастному».

— Верховный жрец храма Амона в Карнаке носил титул хем нечер тепи эн Амон, или «первый раб бога Амона», ему подчинялись бесчисленные слуги и огромное хозяйство владыки Фив. Во время III Переходного периода (1078 — 525 гг. до н. э.) управление храмом перешло в руки верховной жрицы, «супруги бога», которая давала обет безбрачия и выбирала свою преемницу из числа дочерей правящего фараона. Последняя известная «супруга бога», Анхнеснеферибра II, возглавляла жречество Амона вплоть до завоевания Египта персами в 525 г. до н. э.

© В. В. Солкин

Акер

Акер — древнеегипетское божество, почитаемое в египетской мифологии как воплощение самой Земли, земной тверди, того, что является основой Человека. По преданиям, египетский бог Акер также в ответе за все, что делается в подземном царстве, и именно в такой ипостаси имя бога упоминается в священных текстах Пирамид.

Впрочем, имя бога встречается и в других источниках, что только подчеркивает его почитаемость и популярность. Например, фараон Унис в одном из текстов пирамид упоминается как путешественник по Акеру и Шу. В период Нового Царства неизвестным автором или авторами была создана «Книга Акера» — своего рода руководство для путешественников по миру мертвых и по подземному миру в частности.

Египетский бог Акер, как гласят легенды, каждую ночь носит по подземному царству солнечную барку, это является свидетельством того, что подземном мире кипит жизнь. Египетский бог Акер обладает в египетской мифологии даже своим символом, иконографическим образом, называемым Рути. Не каждое божество в Древнем Египте удостаивалось такой чести. Существовало два обозначения изображения – иногда это было изображение змеи, но чаще всего использовался символ в виде двух львов и золотого диска между ними. Один лев смотрел на восток, защищая царство Акера с той стороны от всякой нечисти, другой лев – на запад.

Львы сидели спинами друг к другу, между ними был символический иероглиф, обозначение горизонта. Согласно трактовке других ученых, один лев встречал с востока солнце, взошедшее с подземного мира, а второй лев провожал его вечером опять на покой. В повседневной жизни древних египтян египетский бог Акер еще выполнял функцию защитника и оберега. Например, древние верили, что Акер защищает от змеиного укуса.

Еще египетский бог Акер обладает знаменитыми предками, которые, в свою очередь, являются предками самого верховного египетского бога Ра. Городом – местом поклонения Акеру считался город Леонтополь, где древние также поклонялись богам Тефнут и Шу.

Аментет

«Аментет» в переводе с древнеегипетского означает запад, или закат, как считают современные историки. Однако этим словом жители Древнего Египта называли не столько направление, сколько часть ойкумены, предназначенную в первую очередь для душ умерших людей. «Ушел на закат» — читай, умер.

Древние египтяне считали посмертное существование гораздо более важным этапом для каждого человека, чем его земная жизнь. Возможно, поэтому душу покойного наперебой бросаются встречать самые различные сверхъестественные сущности.

Тут и Анубис – официальный проводник души по подземному царству.

И Акер – двухголовый страж порога земли мертвых. И вот еще и Аментет.

Стало ли собственное имя богини нарицательным, или это было просто ее прозвище – «Закатная» — нам уже, наверное, не узнать. А может быть, египтяне и не проводили четкой границы между метафизической сущностью божества и ее персонификацией.

На древних фресках Аментет изображалась как женщина вполне человеческого облика, но, естественно, с божественными атрибутами: крестообразный анк, жезл. Чаще всего ее изображение украшала корона в виде иероглифа «запад» («аментет»). И вот такая «подпись к картинке» должна настораживать исследователей больше всего. Прочие божества обходились без всяких нагрудных табличек, у каждого был набор неотъемлемых атрибутов, позволяющий однозначно идентифицировать каждого бога или богиню. Да и внешний облик, например, того же Анубиса, не оставлял никаких сомнений, что за персонаж древнеегипетской мифологии хотел изобразить художник.

Совсем другое дело – Аментет. Убери у нее корону-иероглиф – и остается обычная женщина, взявшая зачем-то в руки знаки божественной власти. Загадка.

Аментет считалась хозяйкой преддверия Дуата (страны мертвых). Преддверие это в некотором роде похоже на чистилище христианской мифологии. Оно делится на 14 частей, сквозь которые душа покойника движется на суд Осириса. И на каждом этапе душу подстерегают свои опасности, которые древние египтяне представляли в виде гигантских скарабеев, полчищ змей или крокодилов. Каждая такая напасть требовала знания определенных заклинаний – их записывали на особый свиток, который клали в усыпальницу, с тем, чтобы почивший смог им воспользоваться на пути по владениям Аментет. Этот свиток известен нам под именем «книга мертвых».

Анджети (Анеджти)

Анджети (Аджети) – древнеегипетский бог, который первоначально был покровителем города Джеду (Бусириса) в Нижнем Египте (см. Карту Древнего Египта). Считался богом домашних и сельскохозяйственных животных.

Изображался с двумя высокими перьями, пастушеским посохом и плетью. Посох и плеть Анджети впоследствии стали символами власти фараонов, их неотъемлемыми знаками.

Бог, ставший ипостасью Осириса

Анджети впервые упоминается в «Текстах пирамид», относящихся к эпохе V династии, но, судя по всему, его почитание началось гораздо раньше – еще в додинастические времена. Анджети рано стал отождествляться с богом Осирисом, который перенял все его атрибуты, в том числе и столб «джед», который стал олицетворятся с Осирисом.

Однако и в более позднее время Анджети не исчез из египетского пантеона богов, хотя чаще всего воспринимался как одна из ипостасей Осириса – Осирис-Анджети.

В некоторых случаях Анджети почитался как бог перерождений, его супругой в этом случае считалась богини Мешент — покровительница деторождений. В эпоху XVIII династии супругой Анджети стала иногда считаться богиня Анат.

Андрогин

Во многих мифах прабоги появляются как двуполые существа, они зачинают и рожают.

Андрогиния — это символ для абсолютизации творца, который в создании мира не связан ни с каким полом и не нуждается в партнере.

Так, Атум породил из себя богов Шу и Тефнут. Гораполлон сообщает, что фисский прабог Птах считался и мужским и женским существом. Картины позднего периода показывают бога не редко с женской грудью. Нильский бог Хапи изображался как двуполое существо с бородой и грудью старой кормилицы. Фиванскую богиню Нут называли «Матерью того, кто создал ее», подчеркивая символическое значение всеобщего материнства, которое необходимо включает в себя отцовство (ее изображают даже с фаллосом). Богиня Нейт «создавала семя богов и людей» и имела прозвище «Отец отцов и мать матерей». В Эсне к богу созидания Хнуму могли обратится как к Нейт, причем это означает наличие у него женских признаков.

Анукет

Анукет (Анукис в греческом варианте) — древнеегипетская богиня, первоначально почитавшаяся как богиня Нила в Верхнем Египте и близлежащих нубийских землях. Позже приобрела общеегипетский культ в качестве богини-покровительницы I порога Нила, Асуана и острова Элефантина. Кроме того, она также считалась одной из покровительниц разливов Нила, обеспечивавших возможность ведения сельского хозяйства в Египте.

Бухис достиг наивысшего рассвета при Птолемеях и римских императорах династии Юлиев — Клавдиев и Флавиев (с 4 в. до н. э.). При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе, почитавшимся и в египетской и в греко-римской среде. Иногда Апис отождествлялся с Атумом (в имени Апис-Атум). Живой бык, Апис содержался в особом помещении.

В эпоху XXVI (Саисской) династии (7-6 в. до н. э.) для содержания быков Аписа в Мемфисе, недалеко от храма Птаха, был построен специальный Апейон. Корова, родившая Аписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании. Смерть быка Аписа считалась большим несчастьем. Умершего быка Аписа бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе около Мемфиса. На бронзовых статуэтках Аписа, дошедших до нас в большом количестве между рогов часто помещен солнечный диск.

Апоп

В египетской мифологии бог солнца, демируг, возглавлял гелиопольскую эннеаду, один из древнейших богов. Во многих текстах Атум называется вечерним заходящим солнцем. Изображаемый человеком с двойной короной на голове (его эпитет — «владыка обеих земель»), воплощался также в образе змея, иногда — ихневмона. Рука Атума — богиня Иусат. Атум возник из первобытного хаоса — Нуна (иногда называемый отцом Атума) вместе с первозданным холмом (с которым он отождествлялся). Сам себя оплодотворив (проглотив собственное семя), Атум родил выплюнув изо рта, богов — близнецов: воздух — Шу, и влагу — Тефнут, от которых произошла земля — Геб и небо — Нут. В Мемфисе происхождение Атум вел от Птаха.

Баби (Бабу, Бабан, Бабон)

Восьмерка Гермополя

Согласно учению о богах города Гермополя, перед возникновением мира правили восемь богов; это персонифицированные прасилы хаоса: Нун и его супруга Наунет, символизирующие сущность воды, Хух и Хаухет — вечность пространства, Кук и Каукет — тьму, Амон и Амаунет — мир невидимый. Как силы, относящиеся к возникновению мира, они получили облик хтонических животных: божества мужского рода были задуманы в виде лягушек, женского рода — в виде змей. Иногда восемь прабогов изображаются в виде обезьян, которые приветствуют восходящее солнце; восход солнца должен был здесь символически означать сотворение мира. Амон в качестве прабога получил также облик змеи и имя Кематеф (греческие авторы называют Кнеф). Восьмерка имела на западе от Фив свое культовое место в маленьком храме Мединет Хабу.

Геб

В египетской мифологии бог земли. Сын Шу и Тефнут, один из гелиопольской эннеады богов. Обычно изображался в виде человека с короной Верхнего или Нижнего Египта на голове. Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Душой (ба) Геба представлялся Хнум. Считалось что Геб — добрый бог, он охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нем растут все необходимые людям растения, из него выходит вода (Нил).

Геб связан с царством мертвых. В мифе о споре Гора с Сетом о праве на престол Осириса Геб возглавлял судей. Титул Геба — «Князь князей» («репати»), он считался правителем Египта. Наследником Геба был Осирис, от которого трон перешел Гору, а преемниками и служителями Гора считались фараоны. Т. е. власть фараона рассматривалась восходящей к Гебу. Имя Геб писали иероглифом утки, хотя она и не была его священной птицей.

Гор(Хор)

В египетской мифологии божество, воплощенное в соколе. Гор изображался в виде сокола, человека с головой сокола, крылатого солнца. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально Гор почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. В династический период происходит слияние различных соколиных божеств в две тесно связанные между собой ипостаси Гор: Гор — сын Исиды (египетского Гор-са-Исет) и Гор Бехдетского.

Гор Бехдетский, муж Хатор и отец Гора-Сематауи, в основном выступает как борющийся с силами мрака бог света, его глаза — луна и солнце. Гор — сын Исиды, действует прежде всего как мститель своего отца Осириса. И тот, и другой покровитель царской власти. Фараоны являлись «служителями Гора», преемниками его власти над Египтом. Своими крыльями Гор охраняет царя (на статуе фараона Хефрена на затылке изображен сокол, прикрывающий крыльями его голову). Имя Гора вошло обязательным компонентом в пятичленную титулатуру фараона.

Ипостасями Гор являл Гор-ахути, связанный с Pa — бог утреннего солнца, а также (с эпохи ХVIII династии, 16-14 вв. до н. э.) бог горизонтов 3. и В.; Гор-эм-ахет («Гор в горизонте»), солнечное божество, подобное Ра-Гарахути; Гор-ур («Гор старший»), упоминался Плутархом брат Исиды и Осириса (в связи с тем, что слово «ур» имело также значение «сильный», «великий», мог почитаться и как «Гор великий»); Гор-па-Ра, солнце-ребенок, рожденный Рат-тауи; Гор-пахерд и ряд других. С Гором отождествляли также Амона (Амон-Ра-Гарахути), различные соколиные боги (участник битвы с Сетом Немти, Соплу, Хенти-хети и др.). Почитание Гора было распространено также в Нубии. Геродот сравнивал Гора с Аполлоном.

Девятка Богов Гермополя

В египетской мифологии девять изначальных богов города Гелиополя: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида. Представляет собой древнейшую известную нам в Египте теогоническую и космогоническую систему. По образу гелиопольской в других городах создавались свои девятки богов.

Тот(Джехути)

В египетской мифологии бог мудрости, счета и письма. Первоначально почитался в качестве гермопольского божества, не принадлежавшего к Огдоаде, и как бог Луны и времени, но позже его представляли, в первую очередь, как мудрейшего бога, подарившего людям письменность и бывшего писцом бога Ра (в этом качестве он присутствовал на суде мёртвых Осириса). В первоначальной системе верований Тот-Луна считался левым глазом Тора (Солнце считалось правым глазом Тора), повреждённым в ходе сражения с Сетом. Позже, в эпоху Древнего царства, Тот трансформировался в самодостаточного бога, которого иногда называли сыном Ра. Будучи богом Луны (эти функции всё больше перебирал на себя сын Амона Хонсу), Тот через фазы этого небесного тела был связан с любыми астрономическими или астрологическими наблюдениями, что и вызвало в итоге превращение Тота в бога мудрости и магии.

В развитой древнеегипетской мифологии Тот считался покровителем образования и письма. Помимо письменности, он считался изобретателем или учредителем большинства религиозных и повседневных обрядов. Поэтому он опекался измерениями и разнообразными событиями, происходящими в мире. Он также почитался, наряду с Хех, как бог времени. В пантеоне богов он занимал почётное место писца, секретаря и визиря верховного бога Ра, и вместе с богиней справедливости и порядка Маат во время небесного путешествия Ра стоял сразу за ним.

Кроме того, ему приписывали изобретение года, состоящего из 365, а не 360, дней. Согласно Плутарху, он выиграл 5 дополнительных дней, составлявших 1/72 года, в игре в кости, и, добавив их в конец года, посвятил их празднествам в честь Осириса, Сета, Хорура, Исиды и Нефтис (Нефтиды) — богов, родившихся именно в эти 5 дополнительных дней (поздний вариант мифа повествует о том, что богине Нут было запрещено рожать в 360 календарных дней, поэтому её дети появились на свет на протяжении 5 дней, выигранных Тотом).

Священными животными Тота были птица ибис и обезьяна (павиан). Он чаще всего изображался в образе человека с головой ибиса и тросточкой для письма в руке, хотя иногда встречаются изображения Тота в образе павиана, так как эта обезьяна считалась весьма разумным созданием. Считалось, что помощником Тота был павиан по имени Астенну (или Истен), один из четырёх павианов, наблюдающих за судом Осириса в загробном мире (Дуат) и иногда считавшимся воплощением самого Тота. Богиня письменности Сешат обычно считалась дочерью Тота, хотя иногда выступала в качестве его жены.

Основным центром почитания Тота был Шмун, или Эшмунен (Гермополь Великий). Во время Третьего переходного периода, когда Гермополь стал играть важную роль в египетской политике, культ Тота становился всё более популярным. Растущая популярность Тота привела к появлению новой интерпретации мифа о творении, основанного на принципах Огдоады — Тот в образе ибиса снёс яйцо, из которого на свет появился Ра/Хепри/Атум/Нефертум. Модификацией этого мифа стал миф о рождении Ра из Золотого яйца, снесённого гусём по имени Великий Гоготун.

Во время Второго переходного периода один из фараонов Шестнадцатой династии носил имя Джехути, то есть Тот. Имя Тота также входило в состав имён четырёх могущественных фараонов Восемнадцатой династии, в том числе Тутмоса III (Джехутимесес III).

Так как у древних греков мудрости покровительствовала богиня, а не бог, Тот был отождествлён ими с Гермесом, которому ранее такие функции не приписывались. Результатом взаимного воздействия египетской и эллинистической культур стало возникновение мифологического образа Гермеса Трисмегиста (Hermes Trismegistos, «Гермеса Триждывеличайшего»), центральной фигуры герметизма и легендарного основателя алхимии. [Wiki]

Исида

Исида — одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Хора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога. Символом Исиды был царский трон, знак которого часто помещается на голове богини. С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор, в результате чего Исида иногда имеет убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» — мать мемфисского быка Аписа. Очень древний, культ Исиды, вероятно, происходит из Дельты. Здесь находился один из древнейших культовых центров богини, Хебет, названный греками Исеумом (совр. Бехбейт эль-Хагар), лежащий в настоящее время в руинах. В Гелиопольской теологической системе Исида почиталась как дочь бога Геба и богини Нут.

— В мифах, часть которых дошла до нашего времени только в известном пересказе Плутарха, богиня хорошо известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих странствиях после того, как бога убил его родной брат Сетх. Собрав воедино разрубленные на части останки Осириса, Исида с помощью бога Анубиса сделала из них первую мумию. Вдохнув своими крыльями в забальзамированный труп Осириса на несколько мгновений дыхание жизни, богиня магическим образом зачала от него своего сына Хора. В храме Хатхор в Дендере и храме Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачатия сына богиней в образе соколицы, распростертой над мумией супруга. В память об этом Исида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает Осириса, царя или просто умершего. Исида часто предстает и коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающая каждого усопшего так, как когда-то оплакивала самого Осириса.

— Согласно легенде, Осирис стал владыкой загробного мира, в то время как Исида родила Хора в тростниковом гнезде в болотах Хеммиса (Дельта). Многочисленные статуи и рельефы изображают богиню кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Вместе с богинями Нут, Тефнут и Нефтидой, Исида, носящая эпитет «Прекрасная», присутствует при родах каждого фараона, помогая царице-матери облегчиться от беремени.

— Исида — «великая чарами, первая среди богов», повелительница заклинаний и тайных молитв; ее призывают в беде, произносят ее имя для защиты детей и семьи. По преданию, для того, чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу, богиня вылепила из слюны стареющего бога Ра и земли змея, ужалившего солнечное божество. В обмен на исцеление Исида потребовала у Ра поведать ей свое тайное имя, ключ ко всем загадочным силам вселенной, и стала «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени». Своим знанием Исида, одна из божеств-покровителей медицины, исцелила младенца Хора, ужаленного в болотах скорпионами. С тех пор, подобно богине Селкет, она иногда почиталась как великая владычица скорпионов. Свои тайные силы богиня передала Хору, тем самым, вооружив его великой магической силой. С помощью хитрости Исида помогла своему сыну Хору одержать верх над Сетхом во время спора за престол и наследство Осириса, стать владыкой Египта.

— Одним из широко распространенных символов богини является амулет тет — «узел Исиды», или «кровь Исиды», часто выполнявшийся из минералов красного цвета — сердолика и яшмы. Как и Хатхор, Исида повелевает золотом, считавшимся образцом нетленности; на знаке этого металла она часто изображается коленопреклоненной. Небесные проявления Исиды — это, прежде всего, звезда Сепедет, или Сириус, «госпожа звезд», с восходом которой от одной слезы богини разливается Нил; а также грозная гиппопотам Исида Хесамут (Исида, мать грозная) в облике созвездия Большой медведицы хранящая в небесах ногу расчлененного Сетха с помощью своих спутников — крокодилов. Также Исида вместе с Нефтидой может представать в облике газелей, хранящих горизонт небес; эмблему в виде двух газелей-богинь носили на диадемах младшие супруги фараона в эпоху Нового царства. Еще одно воплощение Исиды — богиня Шентаит, предстающая в облике коровы покровительница погребальных пелен и ткачества, повелительница священного саркофага, в котором возрождается, согласно осирическому ритуалу мистерий, тело убитого братом Осириса. Сторона света, которой повелевает богиня — запад, ее ритуальные предметы — систр и священный сосуд для молока — ситула.

— Знаменитое святилище Исиды, существовавшее вплоть до исчезновения древнеегипетской цивилизации, находится на острове Филе, неподалеку от Асуана. Здесь богине, почитавшейся во многих других храмах Нубии, поклонялись вплоть до 6 в. н. э. в то время, когда весь остальной Египет уже был христианизирован. Другие центры почитания богини располагались по всему Египту; наиболее известные из них — это Коптос, где Исида считалась супругой бога Мина, владыки восточной пустыни; Дендера, где богиня неба Нут родила Исиду, и, конечно же, Абидос, в священную триаду которого богиня входила вместе с Осирисом и Хором.

— Как вселенская богиня-мать Исида пользовалась широкой популярностью в эпоху Эллинизма не только в Египте, где ее культ и таинства процветали в Александрии, но и во всем Средиземноморье. Хорошо известны ее храмы в Библе, Афинах, Помпеях, Риме. Позже, святилища и мистерии Исиды были широко распространены и в других городах Римской империи, среди которых выделялся храм в Лютеции (совр. Париж). В знаменитом произведении античного автора Апулея «Метаморфозы» описываются церемонии инициации в служители богини, хотя их полное символическое содержание так и остается загадкой. В римское время Исида намного превзошла своей популярностью культ Осириса и стала серьезной соперницей становления раннего христианства.

© В. В. Солкин

В египетской мифологии один из элементов, составляющих человеческой сущность. В литературе Ка нередко характеризуют как одну из душ человека, хотя термин «душа» не вполне точно раскрывает египетское понятие Ка. Первоначально, согласно «Текстам пирамид», Ка — олицетворял жизненные силы богов и царей, воплощал их могущество. Нередко они имели несколько Ка, например, Pa — 14. Впоследствии, судя по «Текстам саркофагов» и «Книге мертвых», обладание Ка приписывалось всем людям. Ка определяет судьбу человека. В гробницы ставили портретные статуи умерших, вместилища Ка, на них писали, что это Ка имярек. Обитая в гробнице, Ка могло покидать ее и устремляться в загробный мир. Изображали Ка в виде человека, на голове которого помещены поднятые руки, согнутые в локтях. Создателем Ка считался Хнум, с Ка связана также богиня Хемсут, хранящая людей.

Кебхут

В египетской мифологии богиня бальзамирования и чистой прохладной воды, покровительница 10-го нома (Дуат) и города Летополиса. Кебхут также известна под именами Кебехет, Хебхут, Кебехут и Кабехет. Её имя означает «прохладная вода».

Как и все богини входившие в состав огдоады, Кебхут изображали в виде змеи или женщины с головой змеи и отождествлялась с богиней Уто. В редких случаях её изображали в виде страуса, который символизировал Маат.

Считалась дочерью Анубиса и была связана с культом мертвых. Кебхут считалась богиней свежести, совершающей омовения и очищение посредством воды. Кебхут помогала Анубису в процессе мумификации, омывала внутренности и тело умерших, приносила священную воду необходимую для омовения умершего, помогала очищать мумию. Она приносила воду душам мёртвых, пока они ждали полного завершения процесса мумификации. Вполне возможно, что она защищала тело от разложения, поэтому оно оставалось свежим до момента оживления Ка умершего. Помогала умершим подняться на небо.

Мандулис

В мифологии Куша (Древней Нубии) бог солнца. Почитался в греко-римский период на севере страны. Надписи на стенах его храма в Калабаше воссоздают эпизоды египетских солярных мифов, отнесенных к Мандулису, отождествлялись с Ра. Мифу о солнце, ночью совершающее плавание по подземным водам, а утром рождающего вновь, соответствуют два типа изображения Мандулиса: в виде взрослого человека и ребенка. Мандулис вводился в египетскую триаду Исида, Осирис, Гор на место Осириса или Гора — сына Исиды, Культ Мандулиса, отождествлялся с Аполлоном, был распространен в римских войсках, находившихся в Северной Нубии

Матит (Матут)

В египетской мифологии богиня-львица. Ее культ был распространен в 12-м верхнеегипетском номе (Дейр-эль-Гебрави, недалеко от Суита).

Является одной из самых древних богинь – ее изображения найдены на сосудах в могилах, которые относятся к раннединастическому периоду истории Древнего Египта (ок. 3000 – 2686 гг. до н. э.).

Позже она стала выступать в качестве местной формы богини Хатхор. В этом качестве Матит считалась женой синкретического местного бога Немти-Сетха, которого она сопровождает.

Как и любая богиня-львица, Матит имела функции богини войны и защитницы правителя как при жизни, так и после его смерти. Например, гробницу и саркофаг фараона XVIII династии Тутанхамона (ок. 1350-1340 гг. до н. э.) охраняли множество львов и львиц в виде статуй и изображений.

Мафдет

В египетской мифологии богиня-мстительница. Воплощалась в образе гепарда, ее атрибуты — палка и нож. В мифах Мафдет сражается со змеем, иногда — вместе с Pa. Mафдет помогает больным, уничтожает змей, как карающий судья принимает участие в загробном суде, заботится об умерших в загробном царстве. Праздник дня рождения Мафдет совпадал с днем рождения богини письма Сешат, возможно, они считались сестрами-близнецами. Сешат нередко выступала в качестве ипостаси Мафдет.

В искусстве Мафдет показана как кошка, женщина с головой кошки или кошка с головой женщины, иногда с заплетёнными волосами, которые оканчивались хвостами скорпионов. Временами её показывали с причёской из змей.

Он также изображалась бегущей по оружию палача. Говорили, что Мафдет вырывала сердца грешников и подносила их к ногам фараона, это свойственно кошкам, которые дарят людям грызунов и птиц, которых они убили или покалечили.

Во времена Нового Царства, Мафдет правила судейским залом в Дуате, где враги фараона обезглавливались когтём Мафдет. В итоге её культ был заменён на культ Бастет, другой богини-кошки, воину-львице, которая была защитником фараона.

Махес

Махес (также Михос, Миусис, Миос, Майхес и Маахес) — древнеегипетский львиноголовый бог, чье имя означает “лев” по одной версии, и “тот, кто есть правда перед Маат” – по другой. Эпитеты Махеса — «Дикосмотрящий лев», «Он радуется крови», “Повелитель резни”, “Обладатель Ножа”, “Огненный (красный) бог”.

Он виделся, как сын богини Баст, чью природу он разделял. Махес был божеством, связанным с войной и погодой, также, как с ножами и лотосами; был воином-защитником богов, так же мог покровительствовать стражам меджаи – защитникам фараона; мог выступать в роли “пожирателя пленников”, следил за “наказанием тех, кто нарушает Маат”.

Изображался в виде человека с головой молодого льва, зачастую с ножом в руке, увенчаный двойной короной Па-Схемти, двумя уреями или, чаще, короной Атеф. Его культ был сосредоточен в Тариме (Леонтополис) и Пер-Баст (Бубастисе). Часто его храм примыкал к храму Баст. Иногда ассоциировался с Нефертумом (как сыном Птаха) и изображался с лотосами рядом с ним. Так же изображался в виде льва, пожирающего жертву.

Махес – это бог, который сражается с огромным змеем Апопом, угрожающим богу Ра. Махес считался богом-охранителем всего Египта, не знающим пощады к врагам фараона. Нож – частый атрибут данного бога, которым он убивает врагов Ра и фараона.

Греки называли Махеса — Минисис.

В поздний период считался богом грозы и бури, тьмы, ветра.

Менкерот

В египетской мифологии богиня-львица. Менкерот — мать солнца, которое она в виде ребенка поднимает на небо. Отождествлялась с Сохмет. В заупокойной литературе Менкерот поднимает на небо умерших.

Менкет

Мневис

В древнеегипетской мифологии божество в виде черного быка. Мневис почитался как живое воплощение бога солнца и изображался с солнечным диском между рогами. Эпитет Мневиса — «посредник Ра, который сообщает истину Атуму». Почитавшиеся Мневис быки содержались в особом помещении, после смерти их бальзамировали и хоронили в специальном склепе. Матерью Мневиса была корова Хесат. Мневис отождествлялся с быком Бухисом, считался ба — душой Ра, а также города Нехен.

Мут

В египетской мифологии богиня неба, жена Амона и мать Хонсу. Считалась «владычицей озера Ашеру» около Фив, на берегу которого стоял ее храм. Изображенный в виде женщины. Священное животное Мут — корова. Имя Мут писали иероглифом коршуна, который читался «мут». Эпитет Мут — «мать матерей». Мут сближалась с различными богинями-матерями — Нехбет, Уто, Нут и другие. Так как Амон отождествлялся с Птахом, на Мут были перенесены образ и функции жены Птаха, богини-львицы Сехмет (множество львиноголовых статуй Сехмет стояло в фиванском храме Мут). Отождествлялась Мут и с другими богинями-львицами — Хатор, Тефнут, Мехит, с кошкой Баст. Поскольку Амон был объединен в единый образ с Ра, Мут иногда называли Райт («жена Ра»).

Нефтида(Небетхет)

Нефтида (Небетхет) – в египетской мифологии предстает самой младшей из детей Нут и Геба. Является одной из богинь гелиопольской Эннеады.

Как правило, богиня Нефтида изображалась в виде женщины с иероглифом собственного имени на голове (этот иероглиф представлял из себя дом с корзиной на крыше). Считалось, что Нефтида является женой египетского бога Сета, хотя по мифологическим текстам связи между ними чрезвычайно мало. Сущность Нефтиды в религиозной литературе Древнего Египта практически не раскрыта.

В мифах и легендах, Нефтида выступает вместе с Исидой в мистериях бога Осириса и в заупокойных магических обрядах любого рода. Вместе с Исидой она оплакивает мертвого Осириса, ищет тело, охраняет его мумию.

Обе сестры встречают умершего возле восточного неба, а Нефтида вместе с богом солнца Ра путешествует ночью по подземным водам.

Египетская богиня Нефтида рассматривалась некоторыми авторами в качестве богини смерти или в качестве олицетворения Черной Исиды.

Иногда Нефтида выступает Владычицей Свитков – именно ей приписывали авторство многих гимнов и скорбных песнопений. В облике Владычицы Нефтида очень тесно ассоциировалась с египетской богиней Сешат, покровительницей архива в доме фараона.

Особым временем суток для богини Нефтиды считались закатные и предрассветные сумерки. Считалось, что родилась богиня в Секхеме, а потому именно этот город выступает центром ее культа.

Историк Плутарх описывал египетскую богиню Нефтиду как «владычицу всего нематериального, в то время как богиня Исида властвует над всем материальным». Несмотря на тесную связь с подземным миром, Нефтида считалась «богиней творения, которая есть во всем». Кроме этого она считалась богиней сексуальности и женским олицетворением вечно возбужденного египетского бога Мина.

В Мендесе, Нефтида почиталась как богиня врачевания.

Довольно часто, Нефтида изображалась вместе с Исидой, как полная ее противоположность, выступая в то же время ее дополнением. Подобное изображение служило символом пассивности, ущербности неплодородных земель. Согласно папирусу Весткар богиня вместе с Хнумом, Хекет и Исидой помогает женщинам во время родов. Периодически вместе с Исидой она изображается в виде соколицы, которая сидит у изголовья или ног умершего.

Во время Нового Царства, Нефтида превращается в одну из 4 основных богинь защитниц умершего и очень часто изображается на северной стенке саркофага, прямо у головы усопшего.

Согласно легенде в «Текстах Пирамид» египетская богиня Нефтида плавает в ночной барке (в то время как Исида плавает в дневной барке).

Селкет, Исида и Нефтида отождествлялись с соколами и изображались на саркофагах в виде крылатых женщин.

Позднее Нефтида стала отождествляться с богиней Сешат.

Небтуи

В египетской мифологии богиня города Латополь, олицетворял плодородие. Жена Хнума. Отождествлялась с Исидой, Хатор, Менхит. Впоследствии почитание Небтуи было оттеснено культом Нейт.

Нейт

Нейт — Одна из древнейших богинь египетского пантеона, праматерь богов, культовый центр которой находился в городе Саисе (Дельта, совр. Са эль-Хагар). Ее символ, состоящий из двух стрел, перекрещенных на щите, встречается уже на памятниках I династии: погребальных стелах и табличках из раннединастических погребений, амулете из гробницы в Наг эль-Дейр. Богиня присутствует и в теофорных именах двух выдающихся цариц эпохи I династии — Нейтхотеп, супруги царя Аха, и Мернейт, матери царя Дена. Деревянная табличка, обнаруженная также в Абидосе, возможно свидетельствует об основании святилища Нейт при личном участии царя Аха (ок. 3100 г. до н. э.). Нейт была тесно связана с военным делом, приносила ему удачу на охоте и покровительствовала войне. Символ Нейт часто встречается на внутренней стороне капюшона священной кобры — урея, что, возможно, свидетельствует о раннем отождествлении богинь Нейт и Уаджет, повелительниц древних городов Дельты — Саиса и Буто, в которых в архаическую эпоху проходили обряды связанные с погребением царя.

— Нейт обычно изображалась в дешрет — красной короне Нижнего Египта, области, с которой она была наиболее тесно связана; даже само имя богини иногда выписывалось с детерминативом в виде этого головного убора. Существовали даже особые «святилища короны Нейт», возможно, связанные с ритуалом царской коронации. Как богиня эпохи Древнего царства (2707 — 2170 гг. до н. э.) богиня стала почитаться как супруга Сетха и матерью бога-крокодила Себека, отождествлявшегося с фараоном. Как богиня-мать, связанная с небом, Нейт имела эпитет «Великая корова» и отождествлялась с другими небесными богинями, прежде всего Нут и Хатхор. Тексты эпохи Нового царства (1550 — 1078 гг. до н. э.) говорят о том, что Нейт входила в число божеств, почитаемых в пер ну — «доме огня», архаическом первохраме Нижнего Египта, который вместе с пер ур «домом великим», архаическим первохрамом Верхнего Египта, составлял зал в Карнаке, где проводилась церемония коронации. В Римское время, тексты храма Хнума в Эсне говорят о Нейт как о верхнеегипетской богине-создательнице, позже обосновавшейся в Саисе. Известный храм богини Нейт в эпоху Нового царства существовал и в Мемфисе. В качестве творца вселенной Нейт часто изображалась как лишенная пола сущность, подобная хаотическому океану Нуну, предшествовавшему созданию мира. Согласно легендам, Нейт, призвала мир к существованию семью изречениями, которые в более поздней магической традиции, трансформировались в семикратный смех бога-творца.

— С Древнего царства Нейт также ассоциировалась с погребальным ритуалом. Тексты пирамид упоминают о бдениях Нейт над телом усопшего Осириса вместе с Исидой, Нефтидой и Селкет. Каждая из этих четырех богинь изображалась с одной стороны саркофага и покровительствовала одному из четырех «сыновей Хора» — духов, покровителей каноп. Нейт представала на восточной стороне саркофага и была защитницей шакалоголового Дуамутефа. Как легендарная богиня ткачества, Нейт также была связана с изготовлением погребальных пелен, изготовлением амулетов. Издревле Нейт считалась защитницей царя на протяжении всей его жизни — от рождения, когда она присутствует в момент зачатия царицей-матерью сына от бога Амона (маммизи Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, Аменхотепа III в Луксоре и Рамсеса II в Рамессеуме), и вплоть до его смерти, когда она предстает на росписях в его гробницы и изображается на предметах погребального инвентаря.

— Культ Нейт приобрел особенную значимость во время правления XXVI династии, когда Саис стал столицей Египта. Здесь, в ее храме, знаменитом своей уникальной библиотекой, находилась, согласно Страбону, могила Псамметиха I, основателя этой династии. При храме росли священные деревья Нейт, из которых изготовлялось священное оружие богини, которое она отдавала царю при коронации. Увы, в настоящее время от святилища не осталось ничего, кроме кирпичной стены и разрозненных блоков с именами царей-строителей и фрагментами изображений ритуалов и церемоний, описанных в бесценном труде Геродота.

— Также Нейт почиталась как охранительница спящих, богиня, охраняющая человека от сглаза и порчи, могла изображаться вместе с богиней Хатхор в облике двух золотых рыб, плывущих в бирюзовом озере перед ладьей солнечного бога и защищающих его от опасностей мира иного.

— Развалины храма богини, основанного царем Амасисом, который в своей титулатуре даже именовал себя «сыном Нейт», сохранились в греческом торговом поселении Навкратис, где Нейт отождествлялась с Афиной.

© В. В. Солкин

Немти

В египетской мифологии бог в образе сокола. Центр его культа — 12-й верхнеегипетский ном (г. Иеракополь). В «Текстах пирамид» назван «началом своего нома» или «главой восточного нома». Немти — бог восточной пустыни и караванного пути к Красному морю, охраняет путешествующих, покровитель разработкам минералов в восточной пустыне; участвует в борьбе Гора — сына Исиды с Сетом. Древние греки отождествляли Немти с Антеем.

Нефертум

В египетской мифологии бог растительности. Центр его культа — Мемфис. Считался сыном Птаха и Сехмет, но в некоторых текстах говорится, что он вырос из тела богини полей. Изображался юношей в головном уборе в виде цветка лотоса, из которого поднимаются два пера. Атрибут Нефертума — лотос, символ рождения, процветания. В «Текстах пирамид» он назван «лотос из носа Ра».