Культ солнца. Солнцепоклонники в Древнем Египте

Надежда Добрецова,

В статье «Религия и государство Древнего Египта» (адрес на сайте ) подробно рассказано, что в Древнем Египте существовало большое количество культов, еще большее количество богов и огромное количество храмов. Традиционный интерес любопытного читателя всегда вызывает культ солнца как самый древнейший человеческий культ.

Культ солнца в Древнем Египте (единство Ра, Гора и Атума)

Культа солнца не было разве что у самых темных в прямом и переносном смысле народов, правда, вряд ли можно сходу назвать такой народ. Солнце возникло раньше жизни на земле, и оно как творец всего сущего, поток жизненной силы всегда было предметом поклонения у древних цивилизаций, и, конечно же, Древний Египет не мог стать исключением.

Долгое время египтологи считали, что божество солнца мужского рода, впрочем, так долгое время думали и сами египтяне. Лишь в сравнительно поздний период в египетском пантеоне появилось солярное божество женского рода – богиня Ра-т или Ра-т Тауи. Однако каких-либо специфических функций данная богиня не выполняла. Таким образом, далее мы будем говорить о боге солнца «он».

Во многих текстах, статьях, телевизионных передачах и даже художественных фильмах бога солнца называют именем Ра. Однако религия древних египтян не была монотеистической («единобожной»), а потому и у солнечного божества было множество имен.

Дело в том, что египтяне были весьма наблюдательным народом и связывали природные и жизненные циклы с движением солнца. Восток, как и у многих других народов, у них считался стороной солнечного рождения, откуда появлялось новое молодое солнце, которое затем проходило свой жизненный путь через небосвод и каждый день «умирало» на Западе. Именно поэтому западное побережье Нила представляет собой громадное кладбище, где древние египтяне в течение тысячелетий хоронили своих умерших.

Так вот «восточное», молодое солнце чаще всего носило имя Гор. в зените оно превращалось в Ра, а к «старости», к вечеру становилось Атумом (Тумом или Темом) – старым, мудрым, усталым божеством.

Так как у каждой местности (нома) Древнего Египта было свое божество, соответственно, у каждого божества был свой дом. «Дом» солнечного бога был в Гелиополе (или Анну, ном Хек-ад). Иудеи называли это место Бет-Шемеш. Там был построен величественный храм Ра и большой дом Тума (Атума). Долгое время эти места были предметом интереса паломников и путешественников. Во времена арабов все еще сохранялись развалины храмов и лишь в IX веке фанатики уничтожили последние статуи, тогда же обрушился и величественный обелиск. Однако священный источник бога Ра, в котором он имел обыкновение совершать омовение своего божественного лика, просуществовал в Гелиополе намного дольше, чем его монументы. Арабы вплоть до нашего времени называли этот водоем Источником солнца, а мать Иисуса Мария стирала в нем пеленки своего сына, когда добралась до Египта, спасаясь от преследований Ирода, когда святое семейство бежало из Палестины.

Древние египтяне были убеждены, что, «умирая» вечером на Западе, солнце, а, значит, и солнечные божества, проходят особый путь через ночь, чтобы снова возродиться утром на Востоке. Этот путь проходит через Царство мертвых – Дуат и описывается в Книгах мертвых. Проходя двенадцатичасовой ночной путь через Дуат, солнечное божество выполняет ряд служебных обязанностей по отношению к умершим людям. Во-первых, оно инспектирует условия и состояние уже находящихся в Дуате мертвецов, во-вторых, ведет за собой вновь прибывающих.

Передвигался Ра на кораблях, которые называют «солнечными лодками ». Согласно представлениям египтян о мироздании, их родина – Египет – был не просто куском суши, но отражением небес, а точнее небесных вод или первичных вод, из которых родилось все сущее, включая самого первого древнего бога.

Эти небесные воды были собраны величественную реку – Млечный путь, отражением которого на Земле стал, собственно говоря, Нил. И подобно мертвецу, переплывающему Нил с восточного берега на западный, к месту своего последнего упокоения, солнечное божество пересекало Млечный путь на своих кораблях. Хорошо известны два из них: корабль для утреннего путешествия «Мадет» и лодка для вечернего пути – «Секти». В середине корабля была комфортабельная каюта для самого бога, впереди и позади располагалась свита: Исида (богиня с рогами коровы, образец жены и волшебницы), Анубис (бог с головой шакала, проводник в Царство мертвых), Хатхор (священная корова), Сет (злобный бог) – в зависимости от комплектации и предпочтений того, кто записывал текст. Лодки были важным и мистическим предметом для египтян, недаром их захоронения были найдены у подножия пирамиды Хуфу (Хеопса) в Гизе и у подножия других пирамид.

Символы египетских богов солнца

Символов у Ра и других солнечных божеств было несколько. Первым и самым известным символом служит пирамида. Но не только привычная гигантская пирамида, а пирамиды всех размеров, включая совсем небольшие, которые было можно носить в качестве амулета на поясе.

Другим распространенным символом был обелиск с пирамидальной верхушкой или увенчанный солнечным диском, коих по всему Египту было настроено множество. Еще одним символом были персональные гробницы-склепы из сырцового кирпича в виде усеченных пирамид без вершины, так называемые, мастаба (мастава).

Также распространен был небольшой обелиск бен-бен, который хранился внутри храмов, посвященных культу солнца и считался воплощением самого Ра. И, наконец, одним из важнейших символов был сам солнечный диск, самое яростное поклонение которому случилось во времена фараона-еретика Эхнатона.

Что касается одушевленных символов, то довольно широко было распространено верование, согласно которому бог солнца являлся людям во втором своем воплощении – в виде птицы феникса, который каждый день сжигал сам себя вечером и возрождался и собственном пепла утром, с восходом солнца. При этом не стоит путать феникса с воробьиным ястребом (соколом), чья голова обычно украшала человеческое туловище бога Ра.

Почему именно феникс, а затем ястреб ассоциировался у египтян с солнцем, достоверных сведений нет. Однако есть гипотеза, согласно которой египтяне нередко наблюдали за стремительным полетом вниз ястреба, готовящегося нанести своей жертве смертельный удар, и олицетворяли полет этой птицы с посланцем солнца, стремительно несущимся вниз и дарующим как жизнь, так и смерть. Впоследствии греки и римляне развили эту теорию, утверждая, что ястреб состоит из крови и духа. Ну чем не сын божий и человеческий? Кстати, египтяне очень серьезно относились к божественному происхождению ястребов, выращивали их в священных рощах, а после гибели – бальзамировали.

Боги солнца Древнего Египта

Гор с головой ястреба и множество его ипостасей

Итак, Ра – это наиболее широко употребляемое имя бога солнца, представляемого в виде человека с головой ястреба. Но Ра – это далеко не единственное его имя.[1]

Именем Гор изначально назывались два разных бога – бог солнца и другой бог – сын Исиды. Впоследствии оба имени слились, а сам миф об Исиде трансформировался. Вообще Горов в Египте было великое множество, почти как Иванов в России. Приведем лишь наиболее распространенные и хорошо известные его ипостаси: Гор-Ур, сын священной коровы Хатхор; Гер-Мер-Ти, двуглазый бог одновременно и солнца, и луны; Гор-Кхент-Ан-Ма, слепой бог, символизирующий солнечное затмение; Гор-Эм-Кху-Ти или Гор Гармакис (Хармахес), владыка двух горизонтов – восточного и западного (поговаривают, что именно Гармакису был посвящен Великий Сфинкс); Гор-Нуб, Золотой Гор, бог восходящего солнца и золота зари. А еще были Гор-Хекенну, Гор-Бехутди, Гор-Дема, Гор-Ка и так далее. Так что весьма опрометчивым было бы говорить, что бога солнца зовут просто Гор. Как и у многочисленных Иванов или Джонов, у Горов были не только «фамилии», но и «профессии», и даже «прописка» в определенном доме или вид на жительство в каком-нибудь храме.

Есть еще Хепри (Кхепера) – тот, кто находится в процессе подъема, или бог восходящего солнца, которого обычно изображали в виде человека со скарабеем на голове или вместо головы. Кстати, скарабей – это весьма символичное животное для Древнего Египта. В иероглифическом древнеегипетском письме знак скарабея означает слово «остановиться», а также часто символизирует солнце, мудрость, вечность.

И, наконец, самый величественный из солнечных богов – Атум (Тум), у греков – Томос. Это бог заходящего, западного солнца, который уже прошел свой дневной путь, обрел мудрость и готовиться к путешествию в страну мертвых Дуат. Он Великий Создатель и Владыка Вселенной. Он произошел из первозданных вод Ну (Нут, Нун), сам оплодотворил себя и изрыгнул первую пару богов – Шу и Тефнут (по другим древнеегипетским источникам отцом Шу и Тефнут – богини с головой львицы – были Ра, а затем Амон).

Атум – это добрый бог, повелитель северного ветра, который спасал египтян от обжигающего жара пустыни и дарил свое «свежее дыхание» несчастным жителям Дуата. Атума обычно изображали в виде человека в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта на голове. Жрецы Атума (Тема) включили «в свой культ максимально возможное число обрядов и ритуалов, к которым люди привыкли, поклоняясь старым богам. Для египтянина не было ничего странного в поглощении одного божества другим, «поглощенный» бог в таком случае рассматривался им просто как фаза или черта бога-«поглотителя». Египтяне, как и многие другие восточные народы, были чрезвычайно терпимы к подобным вещам» (У. Бадж).

Шу также является солярным божеством. Он известен тем, что был близнецом богини-львицы Тефнут, а также своим неординарным поступком. По древней легенде детьми Шу и Тефнут была другая божественная пара – Геб (Себ) и Нут. Геб олицетворял землю, а Нут – небеса (ее часто изображали в виде священной коровы, по которой движутся солнце и звезды, а также в виде громадной женщины, опирающейся о землю руками и ногами). Геб и Нут не хотели разрывать свои объятия, однако людям в это время уже нужна была земля для обустройства и развития, поэтому «добрый» папаша Шу оторвал свою дочь Нут от Геба. Стоять в полусогнутом положении для крошки Нут было тяжеловато, поэтому папаша Шу теперь вынужден поддерживать дочь в полувисячем положением над землей. Кстати, древнеегипетский корень шу означает глагол «поднимать», «подниматься» (по другим версиям он означает «тепло»), в чем, собственно, и таится главная роль папаши Шу. Богиня же Тефнут – божественная супруга Шу и мама Геба и Нут – изображалась в образе человека с головой львицы и слыла весьма кровожадной особой.

Самый абстрактный из солярных богов – Атон. солнечный диск. Долгое время он был не самостоятельным божеством, а лишь одним из божественных атрибутов и символов. Однако в период правления Аменхотепа IV, которого мы больше знаем как Эхнатона, Атон стал самостоятельным, но весьма абстрактным божеством. Его не изображали в человеческом облике, он не держал жезлов и не имел лица, а способы доставки его благ на землю ограничивались использованием солнечных лучей, вытекающих из солнечного диска и оканчивающихся кистями рук. Гимны Атону сохранились в так называемых амарнских архивах – собрании надписей, уцелевших после того, как культ Атона был свергнут, а его храмы уничтожены. В этих гимнах Эхнатон весьма большую роль в мироздании отводил своему покровителю Атону:

Рыба в реке поднимается к поверхности, к твоему лику

И твои лучи проникают в толщу воды.

Они даруют женщинам плодовитость,

А мужчинам – способность стать отцами.

Они заставляют ребенка шевелиться во чреве матери

Ты даешь дыхание жизни во всех ее проявлениях.

Она исходит из тела матери… в день каждого рождения.

Ты открываешь ей рот, чтобы она могла говорить.

Цыпленок сидит в яйце и пищит в его скорлупе.

Ты даешь ему дыхание, чтобы он мог жить;

Ты завершаешь его развитие,

чтобы он мог проклюнуться из яйца!

И в таком же стиле еще несколько страниц. Нельзя не отметить справедливость и натуралистичность наблюдения относительно цыпленка, учитывая, что древние египтяне хорошо умели управлять процессом высиживания яиц в отсутствие их генетических мамаш, для чего вполне успешно пользовались инкубаторами, принцип действия которых был основан, вероятнее всего, именно на энергии солнечного диска, Атона.

Если внимательно вчитаться в гимны Атону, то становится очевидным весьма потребительское отношение египтян к солнечным божествам. У. Бадж писал: «Язык и стиль этих текстов весьма интересен. В них справедливо оцениваются выгоды, которые и люди, и звери получают от созидательного и оплодотворяющего влияния солнечного света и тепла. Но я не могу найти в них ни единого суждения, заключавшего какое-либо духовное начало или побуждавшего к чистой жизни, ни одного намека на сознание греха…».

Вообще же в отношении гимнов и восхвалений египтяне были щедры к солярным божествам, как ни к каким другим – столько гимнов и молитв, сколько их пелось по обращению к солнцу, не пелось ни одному другому богу. И этому есть простое психологическое объяснение. В самом деле, подумайте, как легко хвалить очевидного, зримого бога, который ежечасно, ежедневно и ежегодно демонстрирует свое доброе расположение, одаривает живительным теплом, позволяя расти растениям, рождать животным, жить людям? Легко ли убедить верующих в величии и могуществе такого бога, могуществе, которое доказывает самое себя и не требует никаких дополнительных ухищрений со стороны жрецов и правителей? Легко! И благодарные верующие в экстазе потащат в храмы свои богатые жертвенные дары! И такое поклонение будет приятно всем, так как доброго бога совершенно очевидно есть за что благодарить.

Совсем другое дело, когда благодарить бога приходится из страха, как, например, страшного и таинственного Себека – бога в образе крокодила. Но крокодилопоклонники не являются героями данной статьи, так как они традиционно пребывали (а возможно и пребывают) в антагонизме к солнцепоклонникам.

  • Видеман А. Религия древних египтян / Пер. с англ. Л. А. Карповой. – М. ЗАО Центрполиграф, 2009.
  • Эрман А. Жизнь в Древнем Египте / Пер. с англ. И. А. Петровской. – М. ЗАО Центрполиграф, 2008.
  • Авдиев В. И. История Древнего Востока. М. Высшая школа, 1970.
  • Бадж У. Жители долины Нила / Пер. с англ. А. Б. Давыдовой. – М. ЗАО Центрполиграф, 2009.
  • Бадж У. Египет времен Тутанхамона / Пер. с англ. Л. А Игоревского. – М. ЗАО Центрполиграф, 2009.

[1] Описание ключевых божеств приводится по версии Альфреда Видемана, немецкого историка, египтолога, жившего на рубеже XIX-XX веков. Есть множество других версий и толкований, однако в принципиальных моментах они сходятся, а в деталях объять религиозные верования древних египтян и по сей день нереально и не только потому, что данные слишком велики и разнородны, но и потому, что многое нам и поныне неизвестно.