Нечаянная находка, или нечто о происхождении либерализма

04.01.2011

Не смотри на вино, как оно краснеет,

как оно искрится в чаше,

впоследствии, как змей, оно укусит

и ужалит, как аспид

(Притчи 23: 31)

Разбирая на днях холодильник, я решила, что шампанскому там не место, и оно вполне может подождать Нового года в кладовке. Однако мама стала настаивать на том, что вино и шампанское должны храниться именно в холодильнике. Дабы не доводить наши отношения до лилипутских идейных баталий, я полезла в интернет и нашла необходимую информацию: требуемая температура хранения для некрепкого алкоголя — 10-14 градусов. Шампанское мирно отправилось на место в холодильник, а я продолжила читать заинтересовавшую меня статью о вине и шампанском на сайте: http://lib. rus. ec/b/109371/read#t1

Среди интереснейшей информации о славных напитках, веселящих душу, имеется историческая справка:

«А в Риме покровителем виноградников, виноделия и вина был веселый бог Бахус (или Вакх), которого называли еще Либером. В венке из виноградной лозы, с которой свисали виноградные гроздья, в сопровождении шумной компании панов и силенов гулял Бахус по полям и лесам. 17 марта в честь Либера справлялся праздник Либералии, на котором выпивалось много вина, а также устраивались различные театральные представления и веселые игры» (С. А.Галкин).

Еще одна подробность о языческом божке и его подружке, давшим свое имя современным политическим и общественным явлениям: либерализму и либертерианству: «Либер, римской мифологии древний бог плодородия и оплодотворяющей силы, затем виноградарства, отождествлявшийся с Вакхом-Дионисом. Его женская параллель — Либера, иногда отождествлявшаяся с Ариадной. Либеру, Либере и Церере в 494 до н. э. в Риме был построен греческими мастерами храм, ставший религиозным центром плебеев в период их борьбы с патрициями. Эта плебейская триада богов противопоставлялась патрицианской триаде (Юпитер, Юнона и Минерва), почитавшейся в храме на Капитолии (Liv. III 55, 7). После уравнения сословий плебейская триада вошла в общеримский пантеон, а Либер стал богом свободных самоуправляющихся городов. В посвящённый Либеру праздник либералий (17 марта) граждане собирались на перекрёстках, наряжались в маски из коры и листьев, раскачивали сделанный из цветов фаллос, совершали всякие «весёлые непристойности» и пели сложенные сатурнийским размером шуточные песни, ставшие одним из истоков римской комедии (Verg. Georg. III 380 след.; Serv. Verg. Georg. II 385, 387, 389). Либер пользовался широкой популярностью во всём римском мире, особенно в конце республики и в период империи, когда боровшиеся за власть политические деятели, а затем императоры отождествляли себя с Либером-Дионисом. В римских провинциях Либер отождествлялся с туземными богами плодородия и виноградарства» (Е. М.Штаерман.).

Так, мой хозяйственный спор с родительницей обернулся веселой совместной лингвистической игрой. Если либералии нам известны как вакханалии, то получается, что либерализм — это вакханализм, и так далее.