Осирис, бог – кратко

Осирис – один из самых почитаемых египетских богов. Владыка мёртвых, Осирис в то же время воплощал идею возрождения и вечной жизни – именно этим и объясняется его популярность. Мифы об Осирисе переданы Плутархом в сочинении «Об Исиде». Общий их смысл совпадает с многочисленными отрывками в древнеегипетских иероглифических текстах, хотя отдельные подробности легенды заметно разнятся.

Согласно Плутарху, Осирис, сын богов земли и неба – Геба и Нут – после своих родителей царствовал над Египтом вместе со своей сестрой и женой Исидой. Тогдашние люди ещё продолжали жить в дикости и бескультурии. Осирис и Исида научили человечество земледелию и оседлой жизни, врачеванию, градостроению, семейному быту, поклонению богам. Им помогал во всём этом бог мудрости Тот. Затем Осирис устроил победоносную военную экспедицию в Азию.

Царский трон Осириса мечтал получить для себя его завистливый брат, бог Сет. Чтобы осуществить свой коварный замысел, он пошёл на хитрость: принес однажды на пир великолепный сундук и обещал подарить его тому, на чей рост он придется. Когда в сундук лёг Осирис, Сет запер его на замок, залил сверху свинцом и велел бросить в Нил. Эта река вынесла Осириса в Средиземное море, по которому он доплыл до берегов Финикии. Близ города Библа сундук был выброшен на берег, где вокруг него разрослось дерево тамариск, так что Осирис с сундуком оказался внутри ствола. Местный царь срубил это дерево и сделал из него колонну, подпиравшую крышу дворца.

Тем временем на поиски Осириса двинулась его любящая жена Исида. После долгих странствий она прибыла в Библ, стала там воспитательницей царевича и выпросила себе ствол дерева с гробом уже умершего мужа. Исида перенесла его в Египет, однако там тело Осириса попало в руки злого Сета. Сет разрубил его на 14 частей и разбросал их по стране. Исиде удалось собрать почти все части. На месте нахождения каждой из них она воздвигала гробницу – так во многих египетских областях (номах) оказались центры поклонения Осирису. Одним из наиболее знаменитых было святилище в городе Абидосе, где хранилась «голова Осириса», привлекавшая массы богомольцев. По утверждению летописца Манефона, этот храм положил и начало египетской государственности.

Восхищённые преданностью Исиды боги оживили Осириса и сделали его владыкой подземного царства мертвых. Он исполнял там обязанности загробного судьи, вынося обвинительные или оправдательные приговоры усопшим в зависимости от их поведения в земной жизни. Суд Осириса описан в знаменитой древнеегипетской Книге мёртвых .

Взвешивание сердца писца Хунефера на загробном суде бога Осириса. «Книга мертвых»

Миф об Осирисе излагается вполне сложившимся уже в Текстах пирамид (эпоха Древнего царства ). Он является одним из древнейших воплощений сюжета об умирающем и воскресающем боге, который повторяется потом в легендах о Таммузе. Адонисе и образе Иисуса Христа. Культ Осириса был тесно связан с идеей земледелия (зарываемое в землю, но потом прорастающее из неё зерно). Кульминация главного праздника Осириса в Египте приходилась как раз на день посева. Мысль о том, что жизнь невозможна иначе, чем через смерть, а смерть неизбежно сменится новой жизнью, оказала сильнейшее влияние на последующую человеческую культуру. Она внушалась и в древнегреческих Элевсинских таинствах. Наглядным образом этого в Египте могло служить не только прорастание зерна, но и смена времён года, а также периодические разливы Нила. Сказание об убийстве Осириса Сетом символизирует борьбу земледелия с мрачной, сухой пустыней. Празднества в честь Осириса широко отмечались по всему Египту в ноябре и конце декабря. Главные проходили в Филе, Дендере и Абидосе.

В Древнем Египте Осирис изображался в виде человека, обёрнутого ниже пояса пеленами мумии, с зелёным лицом (чей цвет символизировал свежую растительность), с кнутом и посохом (скипетром) в руках. Статуэтки Осириса найдены в огромном количестве. Из животных Осирису были посвящены птица феникс и бык Апис .

В эпоху эллинизма на основе почитания Осириса был создан синкретический культ Сераписа. египетскому богу в нём был придан полугреческий облик, вобравший в себя черты Зевса и Аида. Поклонение Серапису вышло далеко за пределы Египта.