Янус — двухголовый римский бог ворот, дверей и новых начал

В римской мифологии Янус был богом ворот, дверей, дверных проемов, начала, и окончания. Его самый очевидный остаток в современной культуре — его тезка, месяц январь. Хотя он обычно изображался с двумя лицами, смотрящими в противоположных направлениях (Janus Geminus (близнецы Янусы) или бифронтальный Янус), в некоторых местах он был Janus Quadrifrons (с четырьмя лицами). Римляне связали Януса с этрусской богиней Ани. Янус часто использовался, чтобы символизировать изменение и переходы, такие как прогрессия прошлого к будущему, одного условия к другому, одного видения к другому, и одной вселенной к другой. Следовательно, Янусу поклонялись в начале урожая и в начале каких-либо действий, так же как браки и рождения также входили в его сферу поклонения. Также он представлял переход между варварством и цивилизацией, сельской страной и городами, и молодостью и взрослой жизнью.

Янус, как предполагалось, приехал из Фессалии в Греции и поделился королевством с Камисой в Лацио. У них было много детей, включая Тиберинуса (Tiberinus). Янус и его более поздняя жена, Ютурна (Juturna), были родителями Фортуна (Fontus). Другую его жену звали Яна (Jana). Исторически, однако, он был одним из немногих римских богов, у которого не было готовой греческой копии, или аналогичной мифологии. Как единственный правитель Лацио, Янус объявил Золотой Век, вводя деньги, законы и сельское хозяйство (факты, сделавшие его героем культуры). Когда Ромул и его люди похитили женщин Сабин (Sabines), Янус заставил горячий источник прорваться, заставляя потенциальных нападавших сбежать. В честь этого события двери в его храмы были сохранены открытыми во время войны так, чтобы он мог легко вмешаться. Двери и ворота были закрыты во время мира.

Перед принесением каждой жертвы его призывали и проводили процедуру возлияния. Но это не означает, что современные ученые действительно понимают культ бога дверей (ianuae) и начала. Во время господства императора Августа (27 г. до н. э. – 14 г. до н. э.), римляне начали соединять такие вещи с культом Януса, которые первоначально не имели никакого отношения к нему. К сожалению, у нас нет текстов, предшествующих этому периоду, которые лишают возможности восстанавливать оригинальный культ. Храм в Аргилетуме (Argiletum) состоял из двух ворот; культовая статуя была между ними. Это была очень древняя статуя; автор Плиний Старший упоминает это как доказательство, что искусство скульптора существовало в Италии в самые древние времена. У Януса также был храм в Риме с двупольными дверями, которые назывались воротами войны; поскольку храм всегда стоит открытый во время войны, но закрыт, когда мир прибыл. Последний был трудным вопросом, и это редко случалось, так как царство было всегда занято в небольшой войне, поскольку ее увеличивающийся размер принес войну с варварскими нациями. Но во время Августа двери были закрыто, после того, как он сверг Марка Антония.

Храм Аргилетум с Воротами войны не был единственным местом, где римляне поклонялись Янусу. С другой стороны Тибра, алтарь был посвящен этому богу на ‘холме Янус’ (Ianiculum). Второй алтарь был установлен на холме Оппиус (Oppius), который играл роль на церемониях, когда мальчик становился мужчиной. Консул Маркус Дуиллиус построил храм на Овощном рынке (Форум Голиториум), после своей военно-морской победы (260 г. до н. э.). Этот храм был восстановлен императором Тибериусом. В этом храме, двенадцать алтарей были установлены и посвящены двенадцати месяцам (одного из них, января, возможно, назвали в честь бога Януса). Наконец, была Арка Януса с четырьмя лицами, Janus Quadrifons, в Велабруме.